Первая часть здесь.

Второй год подряд спрос на слитки в Северной Америке падает: в прошлом году еще на очередные 30%, до 16 тонн. Отсутствие интереса к этим продуктам было связано с оптимизмом инвесторов относительно других классов активов на фондовых рынках США. Несмотря на волатильность последних, большая часть инвестиционного сообщества все еще была убеждена в том, что распределение капитала между различными фондовыми рынками в США является лучшей стратегией получения прибыли. Такому настроению также помогло повышение ставок ФРС.

Спрос на инвестиционные слитки в Индии уменьшился на 12% в годовом исчислении, достигнув 82 тонн. Причина этого – высокая цена на золото в рупиях. Ослабление темпов развития сельского хозяйства из-за низкой доходности сельских хозяйств, наряду с меньшей доступностью нелегальной наличности, уменьшили спрос. Наибольшее падение наблюдалось в четвертом квартале (обычно, это самый сильный период года, поскольку сельское население Индии покупает желтый металл после сбора урожая), когда цена была на самом высоком уровне за год. Спрос сократился на 41% в годовом исчислении до 22 тонн в 4-м квартале, что привело к снижению совокупного спроса в 2018 году.

Спрос на полуаффинированные слитки (изготовленные на местных аффинажных предприятиях) был высоким в некоторых регионах страны, например, в северной Индии. В ходе исследований «GFMS» было обнаружено, что предложение контрафактных слитков было значительным, поскольку местные аффинажные предприятия продают их со скидкой по сравнению с продукцией с 0,995 пробой или отчеканенными слитками. Проба этих слитков, как правило, на 0,5-1% ниже, чем у слитков из чистого золота. Эти слитки изготавливаются путем переплавки старых ювелирных изделий, которые возвращаются на рынок.

Спрос на инвестиционное золото в Китае упал на 3% в прошлом году, до 213 тонн, тем самым, засвидетельствовав второй год снижения показателей к ряду.

Спрос на золото в Китае был относительно слабым, особенно в первой половине 2018 года, снизившись на 10% в годовом исчислении. Инвестиционный спрос на золото восстановился только в последнем квартале года и был особенно высоким в декабре. Спекулянты обычно считают четвертый квартал периодом сильного сезонного спроса. Ослабление темпов развития отечественной экономики, наряду с обесцениванием юаня, сделали золото привлекательной инвестицией. Когда фондовый рынок США обвалился в декабре 2018 года, а ФРС объявила о приостановлении повышения процентных ставок в 2019 году, китайцы стали более оптимистичными по поводу перспектив золота, что отразилось на их активности даже на протяжении января следующего года.

В связи с колебаниями курса юаня, которые препятствовали увеличению доходности золота, китайским инвесторам не удалось оказаться большими покупателями драгметалла. В то время как в 2017 году международная долларовая цена на золото выросла на 13%, а курс его в юанях выросла всего на 3% из-за повышения курса китайской валюты. Аналогичным образом, когда в 2018 году мировая цена на золото потеряла 1%, курс его в юанях фактически увеличился на 4% из-за обесценивания отечественной валюты. В целом, отсутствие волатильности цен на отечественном рынке сделало золото непривлекательной инвестицией для китайских инвесторов.

Что касается других стран Азии, то в Тайланде всплеск спроса в третьем квартале этого года произошел по причине падения курса золота в отечественной валюте ниже 19 тыс. батов за батовый слиток. Нужно отметить, что курс золота был на таком низком уровне впервые с января 2016 года, и это вызвало серьезную активность в контексте розничной торговли, поскольку инвесторы бросились пополнять свои запасы желтого металла. Тем не менее, поскольку цены на золото выросли в четвертом квартале, инвестиционный спрос резко упал, но благодаря крупному его объему в третьем квартале, годовой показатель вырос на 3%, что является самым высоким уровнем с 2014 года.

Объем розничных инвестиций в золото в Японии был незначительным в течение большей части года, но затем резко возрос в августе после того, как курс золота упал ниже 4200 йен за грамм; такого уровня цен не было с октября 2016 года. Тем не менее, эта волна активности со стороны покупателей была недолговечной, поскольку в четвертом квартале объем инвестиций сократился из-за фиксации прибыли. В целом, объем чистых розничных инвестиций достиг 9 тонн в прошлом году. Несмотря на высокие отечественные цены на золото, розничное инвестирование в Индонезии было значительным, что привело к его росту в 2018 году. За весь год инвестиционный спрос вырос на 3% в годовом исчислении, до 13 тонн.

Государственные монеты

- Объем мирового производства государственных монет возрос в прошлом году, достигнув самого высокого уровня с 2016 года.

Производство государственных монет в мире увеличилось на 17%, или 33 тонны, до самого высокого уровня с 2013 года, составив 224 тонны. В то время как в первом квартале было зафиксировано умеренное снижение на 4% в годовом исчислении, в оставшейся части года показатели росли, особенно во второй половине года, когда было зафиксировано увеличение на 39%, 131 тонну, по сравнению с первой половиной года (94 тонны). Если посмотреть на результаты квартальных обзоров «GFMS», в 2018 году было зафиксировано также увеличение продаж монет, а именно, на 19% в годовом исчислении, восстановившись после слабых показателей 2017 года.

В Азии был зафиксирован самый большой прирост производства монет в прошлом году, а именно 68%, или 22 тонны, достигнув 54 тонн, что является самым высоким уровнем в регионе с 2013 года. Учитывая растущую неопределенность по поводу торговых отношений Азии и США в течение всего года, а также принимая во внимание падение темпов экономического роста Китая до 28-летнего минимума, неудивительно, что уровни производства и спрос на золотые монеты поднялись за отчетный период, а производство во второй его половине выросло на 123% по сравнению с первым полугодием. Между тем, в ЮАР (на долю которой приходится большая часть рынка изготовления золотых монет – 30%) совокупный показатель вырос на 43%, или 21 тонну, достигнув 68 тонн, что является самым высоким уровнем за всю историю ведения данной статистики «GFMS».

За последние десять лет ЮАР увеличила свою долю на рынке на впечатляющие 21%. В прошлом году, по мнению аналитиков «GFMS», несмотря на то, что курс золота в рандах практически не изменился (на среднегодовом уровне), введение новых размеров монет и увеличение их ассортимента в монетном дворе страны (а спрос в ЮАР в большей степени зависит от отечественных покупателей) помог повысить спрос, особенно после выпуска множества монет из серии «Празднование Южной Африки». Далее, спрос в Австралии восстановился в 2018 году, подскочив на 17%, или с 1 тонны до 10 тонн, что является самым высоким уровнем производства в стране за два года.

Что касается западных рынков, то наибольший спад спроса пришелся на Северную Америку, где производство упало на 15% или 5 тонн, до 28 тонн, оказавшись на самом низком уровне с 2005 года. После ралли доллара США, индекс которого вырос на 4% в 2018 году, публикации позитивных экономических данных, четырех повышений процентных ставок ФРС и рекордно высоких уровней индексов отечественных фондовых рынков, желание покупать желтый металл значительно уменьшилось. Между тем, в Европе производство снизилось на 8% или на 6 тонн, достигнув 65 тонн, что является самым низким уровнем с 2016 года. Хотя цены на золото в евро и фунтах стерлингах упали в течение года (-1,1% и -1,3% в среднем за год), аналитики «GFMS» полагают, что уменьшение производства произошло в результате эскалации неопределенности в регионе, а это ограничило потребительские расходы, особенно в свете приближения Брексита и неутешительного прогноза по экономическому росту региона. Интересно отметить, что инвесторы предпочитали покупать слитки, а не монеты, поэтому производство слитков увеличилось в Европе на 7%, или 13 тонн, в прошлом году.

Спрос в Индии на медальоны и монеты вырос второй год подряд, увеличившись на 6% в годовом исчислении, достигнув 63 тонн. Это довольно впечатляющий показатель, учитывая сокращение рынка в целом в 2018 году. Вполне возможно, что рост был вызван улучшением качества маркетинговых кампаний. Так, некоторые аффинажные предприятия, ведущие ювелирные предприятия и ассоциации, например, Индийская ассоциация золота и ювелиров, стали продавать монеты различных номиналов с изображением религиозных и культурных символов через веб-сайты. В то время как наибольший спрос наблюдался в категориях 22- и 23-каратных изделий, растущий интерес потребителей также наблюдался по поводу изделий из чистого золота. Ювелиры даже предлагали 10-граммовые золотые монеты в 24-каратной категории. Этот сегмент рынка в основном предназначен для коллекционных монет, а не для подарков.

^ Наверх