Платина до сих пор страдает от дизельгейта

Дизельгейт – это слово, обозначающее скандал, произошедший в результате фальсификаций показателей по выбросам выхлопных газов автомобилей на дизельном топливе корпорации «Volkswagen». Этот скандал прогремел три года назад, но несмотря на это, до сих пор продолжает оказывать негативное влияние на одну из крупнейших отраслей экономики ЮАР – добычу платины.

Этот металл используется в каталитических конвертерах в автомобилях, работающих на дизельном топливе. Теперь спрос на него обвалился, поскольку экологическая проверка США обнародовала уведомление о нарушении со стороны «Volkswagen» Закона о чистом воздухе.

Проверка обнаружила, что дизельные автомобили «Volkswagen» испускали до 40 раз больше окиси азота, чем это дозволялось нормативам; этот газ повреждает озоновый слой Земли, что способствует глобальному потеплению.

Эта новость, после сравнения показателей тестов из США и Европы, нанесла огромный урон компании «Volkswagen», и принудило ее признать нарушения и фальсификации данных.

Из-за этого скандала руководители старшего звена компании потеряли работу, а цена акций компании упала на 30% после обнародования соответствующей новости.

На данный момент «Volkswagen» уже компенсировала убытки и привела в соответствие с нормативами оборудования своих автомобилей, однако самой большой жертвой скандала стали мировые производители платины, особенно в ЮАР, на долю которой приходится львиная доля добычи этого металла.

Когда-то платина стоила больше, чем золото

Было время, когда платина опережала золото по цене, но курс ее упал на 50% за последние три года, с 1208 долларов в начале 2015 года (в то время курс золота составлял 1192 долларов) до 804 долларов, что значительно ниже текущего курса золота около 1200 долларов.

Дело в том, что сократился главный источник спроса на платину - рынок дизельных автомобилей.

Недавно австралийский инвестиционный банк «Macquarie» провел анализ соотношения рынка платины и дизельных автомобилей. В результате было выяснено, что остался большой излишек непроданной платины за прошлый год, а в этом году он будет еще больше.

По данным «Macquarie», главной причиной избытка платины в 155 тыс. унций за первые шесть месяцев этого года стало уменьшение спроса на дизельные автомобили в Европе, который был когда-то крупнейшим рынком этой продукции.

В 2017 году избыток составил 135 тыс. унций за первые шесть месяцев.

Темпы падения ускоряются

«Другими словами, падение спроса на дизельные автомобили в Европе набирает обороты, что продолжает ухудшать положение платины», - указано в отчете «Macquarie».

Темп отказа европейских покупателей от дизельных автомобилей растет. Два года назад на долю дизельных автомобилей приходилось 51% рынка автомобилей. В прошлом году эта доля упала до 47%, а в первой половине этого года она сократилась до 38%.

По данным «Macquarie», совокупный объем предложения платины в первой половине этого года, включая добычу и лом, составил 4,04 млн. унций, тогда как спрос со стороны промышленности и ювелирной индустрии был равен 3,6 млн. унций, при этом большая часть излишка была приобретена инвесторами.

Спасти сложившуюся в платиновой промышленности ситуацию может отказ от использования в каталитических конвертерах более дорогого палладия в пользу платины.

Если произойдет этот отказ, то проблемы возникнут у России, которая является крупнейшим поставщиком палладия.

Материал сайта «forbes.com».

^ Наверх