Впервые за много лет палладий стоит дороже платины

По словам аналитиков, цены на палладий впервые за 16 лет превысили цены на платину, чему способствовал спрос на бензиновые автомобили; в то же время, курс платины упал вместе с золотом.

Тем не менее, аналитики прогнозируют, что платина скоро вернет себе лидерское положение, по крайней мере, в кратко- или среднесрочной перспективах. Кроме того, по их мнению, вряд ли палладий займет место платины в автомобильных катализаторах, если только палладий не сможет продержаться в текущем положении хотя бы около двух лет.

В минувшую пятницу курс палладия достиг 928 долларов, а платины – 910 долларов, а это значит, что отрыв составляет 18 долларов. Для сравнения, палладий был примерно на 222 доллара за унцию дешевле платины в конце 2016 года.

Основным промышленным приложением этих схожих металлов является очистка выбросов из каталитических нейтрализаторов в автомобилях. Палладий может использоваться в автомобилях с бензиновым двигателем, которые популярны в двух крупнейших автомобильных рынках мира – в США и Китае. Для автомобилей с дизельным двигателем, распространенных в Европе, требуется платина.

В исследовании сырьевого брокера «SP Angel» говорится следующее: «Различия в прогнозах о спросе на платиновую группу металлов создает паритет цен для палладия и платины, которого не было с 2001 года. Палладий извлекает выгоду от того, что его используют в каталитических нейтрализаторах бензиновых автомобилей, а рынок для таких автомобилей быстро растет в результате скандала 2015 года по поводу сокрытия объемов выбросов от дизельных автомобилей «Volkswagen», а также из-за спроса на гибридные электромобили».

Робин Бхар, аналитик рынка металлов в «Societe Generale», сказал, что скандал с дизельными автомобилями нанес ущерб платине, поскольку появились прогнозы о возросшем потребительском интересе по поводу бензиновых автомобилей. Кроме того, по его словам, показатели спроса и предложения у палладия лучше.

«Мы фиксируем довольно глубокий дефицит палладия», - сказал он.

В «Societe Generale» прогнозируют дефицит предложения в размере 1,8 млн. унций на рынке палладия в этом году, а в следующем году – 1,9 млн. унций. В то же время, в банке ожидают дефицита предложения платины на уровне 44 тыс. унций в этом году, и профицит около 50 тыс. унций в следующем году, а это значит, что платиновый рынок «по существу является сбалансированным», - сказал Бхар.

Бхар отметил, что платина, как правило, более тесно связана с золотом, курс которого падает уже несколько недель на фоне укрепления доллара в условиях готовности ФРС еще один раз повысить процентные ставки к концу этого года.

«Можно утверждать, что палладий является самым промышленно востребованным металлом из всего комплекса драгоценных металлов, и при этом более половины всего спроса на него исходит из сектора автомобильных катализаторов. Поэтому он ведет себя почти как цветной металл. Таким образом, факторы, которые повышают цены на медь и другие цветные металлы, подобным же образом влияют и на палладий», - сказал Бхар.

Аналитики «Commerzbank» сообщили, что инвесторы также больше предпочитают именно палладий.

«Помимо различий в ситуации со спросом и предложением – большой дефицит предложения палладия прогнозируется, а платиновый рынок, скорее всего, будет хорошо сбалансирован – есть также различия в инвестиционном спросе. Спекулятивные финансовые инвесторы играют на повышение курса палладия в течение уже нескольких месяцев», - говорят в «Commerzbank».

Кроме того, ожидания со стороны участников рынка относительно уменьшения спроса в ювелирной промышленности больше повлияют на платину, чем на палладий, - отметила Жоржетт Буле, стратег по драгоценным металлам в «ABN AMRO Bank».

Согласно прогнозам, платина скоро обгонит палладий

Аналитики высказывают сомнения по поводу того, что палладий будет очень долго стоить дороже платины.

«В краткосрочной перспективе мы считаем, что платина недооценена по целому ряду причин. Поэтому, по нашему мнению, платина может снова стать дороже палладия в кратко- либо среднесрочной перспективах. Мы не прогнозируем устойчивого лидерства палладия над платиной вплоть до 2020 или 2021 гг.», - сказал Бхар.

Согласно годовому прогнозу «Societe Generale», - отметил Бхар, - платина будет стоить дороже палладия на 25-50 долларов с этого года и вплоть до 2019 года.

Буле отметила, что крупное бычье спекулятивное позиционирование на рынке фьючерсов на палладий означает, что этот металл уязвим в случае длинной ликвидации.

«Если спекулянты станут менее уверенными в отношении прогноза цен на палладий и начнут ликвидировать свои длинные позиции (фиксируя прибыль), курс палладия может упасть до 800 долларов за унцию. Короче говоря, мы думаем, что платина слишком дешевая, а палладий стоит очень дорого. Мы ожидаем, что соотношение платина/палладий снова вырастет», - сказала эксперт.

Изменение цен на различные сырьевые товары может привести к тому, что промышленность будет переходить на то сырье, которое стоит дешевле. Тем не менее, Бхар сомневается, что автомобильная промышленность будет осуществлять какие-то движения в сторону замены платины на палладий, если только соотношение между металлами не будет увеличиваться в пользу палладия, и дороговизна палладия продлится более двух лет.

«Это [замена] не произойдет в краткосрочной перспективе, потому что необходимы инвестиции для переоснащения заводов. Вероятно, палладию нужно обгонять платину несколько лет, прежде чем начнется инвестирование в переоснащение автомобильных катализаторов», - сказал Бхар.

Впрочем, существует риск того, что спрос на оба металла уменьшиться, если электромобили заполонят рынок, поскольку для их производства не нужны металлы платиновой группы, - считает Бхар. Однако, по его словам, консенсус в отрасли в настоящее время заключается в том, что производители полагаются на гибридный автомобиль, который использует как электроэнергию, так и, скорее всего, бензин, а это означает увеличение спроса на палладий.

^ Наверх