Отказ от импорта. Госкомпании хотят перевести на отечественную технику

Речь, в частности, идет о строительной технике, самолетах и автотехнике. Эксперты говорят, что у инициативы есть и оборотная сторона. 

Российским госкомпаниям хотят запретить покупать импортную технику. Минпромторг подготовил «общую директиву» на закупку иностранной продукции металлургии, тяжелого машиностроения и автопрома при наличии отечественных аналогов, сообщает газета «Коммерсантъ». Речь, в частности, идет о строительной технике, самолетах, автотехнике.

С точки зрения политики импортозамещения такой запрет выглядит оправданно, но у него будет и обратная сторона, считают эксперты.

Сергей Хестанов управляющий директор группы компаний АЛОР

«С одной стороны, это поможет внутреннему производителю. С другой стороны, за это придется заплатить некоторым сужением ассортимента, увеличением цен и по некоторым товарным позициям снижением качества. Скорее всего, это нанесет ущерб дистрибьюторам западной автомобильной техники, что поощрит отечественную сборку. Как показывает западный опыт, скорее всего, этот запрет приведет к очень быстрому созданию совместных предприятий, которые на первых порах будут заниматься крупноузловой сборкой, то есть прибавленная стоимость в России будет не очень большая, а потом следует ждать введения нормативов на локализацию производства. И как только локализация дойдет хотя бы до 30%, это даст реальное импортозамещение».

Как пишет издание, участники рынка считают, что наиболее сильно запрет может ударить по строительной спецтехнике и поставкам самолетов.

А вот вице-президент инвестиционной компании «Золотой монетный дом» Алексей Вязовский полагает, что российские авиастроители от политики импортозамещения, наоборот, только выиграют.

Алексей Вязовский вице-президент инвестиционной компании «Золотой монетный дом»

«У нас, какую отрасль ни возьми, можно найти отличные российские аналоги. Например, возьмем авиастроение. В России делается отличный самолет Sukhoi Superjet. Через несколько лет будет запущен отечественный МС-21 — среднемагистральный самолет, который составит конкуренцию Boeing и Airbus. Я не понимаю, почему до сих пор правительство не озаботилось еще большей поддержкой российского авиастроения. Нужно разрабатывать новые лизинговые схемы, удешевлять капитал для отечественных авиакомпаний, потому что любая сложная техника — это не только техника, это схема по ее покупке, это страхование, лизинг, банковский кредит. И нашему правительству нужно много чего еще сделать, чтобы избавиться от не всегда хороших зарубежных аналогов и развивать собственную промышленность».

По плану Минэкономики России, ограничения по закупке импортной техники коснутся организаций, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%, но не ГУПов, поскольку у них нет советов директоров.

В Общественной палате предлагают пойти еще дальше и стимулировать к отказу от импорта не только ведомства, но и частные компании. Как сказал первый заместитель секретаря Общественной палаты Владислав Гриб, «необходимо придумывать систему экономического стимулирования частных компаний, которые откажутся от импорта в пользу отечественных аналогов».

 

^ Наверх