Спрос на серебряные ювелирные изделия в 2020 году

Перевод фрагментов отчета от аналитиков компании «Metals Focus», подготовленного для Института Серебра.

Около 1/5 совокупного мирового спрос на серебро приходится на ювелирные изделия. Поэтому изучение состояния данного сегмента необходимо для понимания тенденций рынка серебра в целом. Рынок ювелирных изделий из серебра может не испытывать проблем даже в условиях ралли драгметалла, стабильно внося значительный вклад в совокупный спрос, что не сравнится с другими сегментами физического спроса.

Рынок серебряных ювелирных изделий в 2020 году

Текущий год оказался одним из самых тяжелых в истории данного рынка. Согласно прогнозам, мировой спрос в целом за год упадет на 23%. Самый серьезный ущерб этому рынку был нанесен в апреле, но ситуация не сильно улучшилась с тех пор. Например, по данным Министерства торговли США, объем продаж всех ювелирных изделий и часов в стране снизился в марте на 21% в годовом исчислении, а в мае – на 27%. Показатели в некоторых странах восстановились и даже превысили уровень прошлого года. Однако ни в одной стране спрос во втором полугодии не будет столь крупным, чтобы компенсировать потери за первые шесть месяцев.

Основная причина такого состояния рынка – влияние пандемии. Даже увеличение среднего курса серебра на 27% в этом году отошло на второй план. Чтобы понять масштаб случившегося, обратим внимание на то, что снижение объемов продаж ювелирных изделий на 23% в этом году оказалось более серьезным, чем за 2011 год (–7%), хотя курс серебра тогда подскочил на 74%.

Самый серьезный ущерб нанесли последствия пандемии, а именно введение карантинных ограничений и закрытие розничных магазинов. Отчасти ситуацию спасло резкое увеличение количества покупок в Интернете, но этот сегмент рынка в большинстве стран не развит (особенно в Индии), поэтому полностью заменить торговлю в физическом формате он не смог. Ограничение торговли ювелирными изделиями – неглавная проблема, поскольку не было сообщений о том, что потребители совсем ничего не покупали даже при отсутствии того или иного продукта (это обстоятельство сильно повлияло на продажи слитков и монет).

Стоит упомянуть и о настроении потребителей. Во-первых, большая их часть даже при возможности посещать магазины не хотели это делать, боясь за свое здоровье (например, такая характеристика их поведения зафиксирована в США). Во-вторых, потребители не проявляли сильную заинтересованность в покупке, особенно на начальном этапе пандемии, поскольку проводилось меньше развлекательных мероприятий, где можно продемонстрировать украшения. Большинство потребителей, даже при желании покупать, не имели возможности это сделать ввиду потери дохода или опасаясь этого в будущем (это обстоятельство, по всей видимости, объясняет ухудшение ситуации в Индии). Во многих странах домохозяйства наращивали сбережения, что также негативно повлияло на ювелирный спрос.

Важно проводить различия между карантинными ограничениями, потребительскими настроениями и доходами, поскольку от всех этих факторов зависит вероятность улучшения состояния рынка. Например, фактическая возможность делать покупки объясняет резкие колебания показателей во Франции. По данным агентства «Société 5», в мае объем продаж незолотых ювелирных изделий в стране снизился на 53% в годовом исчислении, а в июне подскочил на 24% (в пересчете на количество единиц). Вполне возможно, что объем покупок пришел в норму после резкого увеличения, поэтому в июле объем продаж незолотых ювелирных изделий снизился на 8%. Влияние потребительских настроений можно наблюдать и на показателях клеймения в Великобритании; они упали на 53% в июле, а в августе – еще на 40%. В других европейских странах наблюдалась противоположная картина. Это объясняется тем, что британцы переживали из-за Брексита. Есть еще одно интересное обстоятельство: производство серебряных ювелирных изделий пострадало в этом году больше, чем их потребление. Причина заключается в том, что большинство розничных торговцев распродали львиную долю своих запасов, опасаясь худшего. Так, производство ювелирных изделий в США, согласно прогнозам, упадет более чем на 15%, тогда как объем потребления в стране должен сократиться всего на 10% (в реальном выражении). Следовательно, импорт металла в страны для производства ювелирных изделий пострадает еще сильнее, что также повлияет на мировой рынок серого драгметалла. Например, в этом году импорт серебряных слитков в Индию (по данным на конец октября) снизился примерно на 60%, хотя согласно прогнозам, производство упадет «всего» на 25%.

Низкий уровень запасов ювелирных украшений у торговцев приведет к тому, что рост показателей импорта и производства будет более внушительным, чем у объема потребления. Похоже, что такая ситуация ждет США, поскольку некоторые экспортеры серебра в эту страну сообщают о значительном увеличении поставок за минувший месяц. Наполнение запасов серебра у торговцев, скорее всего, произойдет в большинстве стран на протяжении ближайших месяцев, то есть, захватит и начало 2021 года.

Ситуация на рынке серебряных ювелирных изделий в некоторых странах не повторяет мировую тенденцию. Однако отличия, в целом, незначительные. Например, практически во всех странах в этом году объем производства уменьшится на двузначный показатель, а именно 15-20%, а в худшем случае (например, как в Индии и Таиланде) – 25%. На рынке золота разрыв больше: в лучшем случае снижение составит 10-15%, а в худшем – 40-50%. У серебра разрыв не такой серьезный, поскольку драгметалл пользуется большей популярностью в западных странах, где принимались меры фискального стимулирования. Кроме того, не надо забывать и о ценовой доступности серебра. Указанные обстоятельства поддержат импорт от производителей в развивающихся странах. Второй фактор, а именно доступность серебра, увеличит потребление в тех же развивающихся странах.

Прогноз на 2021 год

В 2021 году мировое производство серебряных ювелирных изделий должно вырасти на 13%, чему поспособствует пополнение запасов изделий у розничных торговцев. Ключевым фактором умеренного роста мирового показателя в 2021 году станет прогнозируемый рост среднегодового курса серебра до диапазона 26-29 долларов за унцию. Спрос в Индии останется ниже рекордно высокого уровня 2018 года. Производство ювелирных изделий в западных странах восстановится, поэтому показатель упадет только на 4% по сравнению с 2019 годом. По нашему мнению, курс золота сильно вырастет в 2021 году, поэтому население в странах с низким уровнем доходов отчасти переключится с золота на серебро. Однако не следует преувеличивать положительное влияние этого обстоятельства. Во-первых, золотые ювелирные изделия в развивающихся странах, где они считаются объектами инвестирования, будут востребованы больше серебряных аналогов (учитывая низкий показатель покупок золотых изделий в 2020 году). Во-вторых, рынок серебряных ювелирных изделий в большинстве западных стран не испытывает влияния со стороны рынка золотых изделий, поэтому потребители могут и не переключаться между ними при условии прогнозируемой динамики цен на оба драгметалла. В-третьих, в некоторых странах серебро уступит место ювелирным украшениям из цветных металлов, таких как бронза и сталь.

Второй важный фактор, который обусловит незначительное восстановление этого рынка в 2021 году, связан с пандемией, а именно, с экономическим ущербом от нее. Согласно нашему прогнозу, в некоторых странах спрос восстановится до уровня 2019 года только к 2023 году. Исключением станет Китай, где спрос вернется к указанному уровню уже в 2022 году.

Китай достигнет этого результата, несмотря на то, что структурные изменения (например, более качественный подход к разработке новых ювелирных изделий из золота) ухудшают состояние рынка серебряных изделий. В то же время изменения в Индии (например, потребители хотят покупать серебряные ювелирные изделия более высокой пробы) положительно скажутся на мировом рынке. Однако перечисленные факторы носят долгосрочный характер и только отчасти приведут к восстановлению ситуации на рынке в 2021 году.

^ Наверх