Сакральность золота в древнеиндийской литературе

Материал Сатиш Деодхар.

Свойства золота поражали воображение индийских провидцев много тысяч лет назад. Они прекрасно понимали, что золото — это самый благородный металл (устойчивый к коррозии), податливый и, конечно же, обладающий сияющим желтым оттенком. Эти качества придали золоту сакральное значение в нескольких произведениях древнеиндийской литературы. Фактически, само сотворение Вселенной связано с золотом. В Риг-веде, главной из священных книг индусов, написанной не позднее второго тысячелетия до нашей эры, упоминание о золоте можно найти в Хираньягарбха-сукте (гимн 121), которая находится в 10-й мандале (книге) Риг-веды. Слово "Хираньягарбха" (на санскрите हिरण्यगर्भ) буквально означает золотое семя, золотое яйцо или золотое лоно. Провидец, написавший этот гимн, описывает, что золотое чрево — это источник сотворения Вселенной. Считается, что "золотая" часть олицетворяет первозданную лучистую энергию, из которой возник Брахман (Божество). В литературе Упанишад, которая последовала за Ведами, Хираньягарбха представляется как душа вселенной.

В конце пятой книги Риг-Веды есть дополнительный гимн в честь богини Лакшми под названием Шри Сукта. Гимн Шри Сукта описывает богиню Лакшми как ту, что сияет золотым оттенком и носит золотые украшения. В буддийской и джайнской литературе также можно найти поклонение Лакшми. Хотя буддизм и джайнизм — это монашеские ордена, которые отошли от ведических ритуалов примерно в VI веке до н. э., они не отказались от восхитительной богини богатства и красоты. Например, в джатаках, буддийских книгах притч, люди просят богиню Лакшми прогнать Калакани, богиню несчастья. Изображения Лакшми начали появляться примерно в III веке до н. э. в скульптурах, найденных в Каусамби и других местах на севере Индии.

Изображение Лакшми встречается на золотых монетах, выпущенных во время правления династии Гупта примерно в III-IV веках н.э. Почти на всех изображениях у Лакшми несколько рук, причем одна из них изображена в варада-мудре, то есть в позе дарящей дары правой руки ладонью наружу и пальцами вниз. Важно отметить, что в этой позе золотые монеты стекают с ее ладони непрерывным потоком. Кроме того, существует восемь форм Лакшми, представляющих различные проявления благополучия: сельскохозяйственная продукция, домашний скот, знания, потомство, способность преодолевать препятствия, доблесть, мужество и, конечно же, сами деньги. Денежное проявление связано с Дхана Лакшми, которая олицетворяет богатство в виде золота. Даже сегодня, во время самого главного индийского праздника Дивали, то есть, фестиваля огней, особый день - Лакшми Пуджан - отведен для поклонения Лакшми посредством золотых украшений.

^ Наверх