Материал Кэри Хулбрук. Часть первая здесь, вторая - тут.
Большинство монет, которые опускаются в святые колодцы - а также вбиваются в монетные деревья, - были не золотыми, а медными. Как и золото, медь – это материал, который считался оберегом и лекарством. Медные амулеты носили для защиты от опасностей и болезней, а на средневековых скелетах были обнаружены браслеты из медного сплава, которые, как считалось, уменьшали отечность, или пластины в качестве талисманов, обладающих лечебными свойствами, существование которых, кстати, было подтверждено наукой.
Возможно, именно поэтому в древнеанглийском медицинском тексте "Книга пиявок" указано, что ингредиенты для многочисленных лекарств должны смешиваться и храниться в латунных (медно-цинковый сплав) сосудах. Именно соли меди, образующиеся в латунных сосудах и обладающие антибактериальными свойствами, объясняют наличие такой инструкции. Подобные представления о меди, скорее всего, лежат в основе популярности этого металла в качестве лечебного средства в виде браслетов в XIX веке, причем эта практика сохранилась вплоть до наших дней.
Королевский портрет, выгравированный на большинстве монет, также является важным фактором, способствующим приданию монете вне-экономической силы и амулетного качества, как формы визуальной магии. Монеты с изображениями правителей, начиная с античности и заканчивая византийским периодом, считались оберегами, а вера в то, что монархи могут лечить и защищать от болезней, является очень давней. Римский император Веспасиан (69-79 гг. н. э.), например, по слухам, возвращал зрение слепым и излечивал хромых, а королевское прикосновение продолжало считаться особенно действенным и после античности.
В Англии на монетах, начиная с правления Генриха VII (1485-1509 гг.) стали изображать довольно реалистичный портрет монарха, и это изображение, - дававшее связь с монархом, который по божественному праву обладал способностью исцелять, - наделяло монеты целебными свойствами. На Шетландских островах до XIX века из поколения в поколение передавались кроны и полукроны с изображением Карла I (1625-1649), которые считались средством от золотухи, а в Шотландии монеты, отчеканенные во время правления королевы Виктории (1837-1901), считались универсальной панацеей только потому, что на них находилось изображение королевы.
Таким образом, сверхъестественная способность монеты отчасти объясняется защитными свойствами портрета монарха, а также материалами, из которых она изготовлена. Однако, несмотря на то что изучение физических атрибутов монеты было полезным при рассмотрении ее амулетного качества, не менее важно то, что монета обладает и абстрактными качествами.
Монеты и стоимость
Деньги есть то, что деньги делают. А что делают деньги? Деньги показывают стоимость. В этом и заключается основное предназначение монеты, как абстрактного средства обозначения стоимости. Ни один другой предмет не связан так сильно с идеей стоимости и, что еще важнее, с обменом. Монеты дают в обмен на товары, услуги или для уплаты долгов, и это делает ее особенно подходящим ритуальным подношением.
Участие в ритуале, как правило, подразумевает желание получить что-то взамен - народное лекарство, удачу, богатство, защиту святых, духов или божеств и т. д., - и поэтому ритуалы неизбежно следуют тем же основным экономическим правилам, что и нерелигиозный обмен: желание человека получить объект удовлетворяется путем принесения в жертву какого-то другого объекта. При таком обмене вполне естественно принести в жертву предмет, наиболее явно и неотъемлемо связанный со стоимостью, торговлей и выплатой долга: монету. В условиях развитой торговли монеты играют важную роль в мелких ритуалах, практикуемых отдельными людьми. Проще говоря, если человек чего-то хочет, предполагается, что он заплатит за это деньгами, и это современное представление перешло из светской сферы в духовную.
В некоторых ритуалах монеты беззастенчиво используются в качестве материальных ценностей; у святых колодцев подношения часто бросали в сами колодцы, но иногда вместо этого деньги передавали хранителям этих мест, местному приходскому священнику или передавали ближайшей церкви в обмен на пользование колодцем. Обычай оставлять "подношения" возле святого колодца не остался без внимания церкви, и некоторые священнослужители делали так, чтобы деньги направлялись непосредственно им. В наше время деньги играют большую роль в религиозных обменах; в современных местах паломничества, таких как Лурд на юго-западе Франции, денежные пожертвования хранителям святыни, покупка свечей, милостыня нищим, да и вообще все виды денежных подношений зачастую включаются в религиозные маркетинговые схемы.
Обратная сторона стоимости
До сих пор мы доказывали, что популярность монеты как ритуального подношения объясняется ее народными и историческими ассоциациями, ее физическими атрибутами и ее светским, повседневным назначением — все это в совокупности делает монету идеальным объектом для ритуального обмена. Однако, несмотря на то что монеты, по-видимому, использовались в ритуальных целях на протяжении всего времени их существования, они не всегда были столь популярны в качестве ритуальных подношений, как это представляется сегодня. Например, несмотря на то, что монеты упоминаются в списке предметов, которые опускались в святые колодцы в XVIII и XIX веках, они являются лишь одним из видов подношений среди многих, включая куски материи, ленты, бусы, пряжки, пуговицы, ключи и пр.
Более того, в некоторых святых колодцах вообще не находили монет. Колодец Святого Баглана в Лланфалглане, графство Кернарвоншир, который был опустошен в начале XIX века, содержал два таза, наполненных булавками, и при этом без монет. В другом святом колодце, в Пертшире, монеты обнаружились, поскольку туда иногда бросали полпенса. Однако в наши дни монеты часто являются единственной формой подношения, которую можно найти в колодцах желаний и фонтанах.
В то время как обычай прикреплять кусочки материи к деревьям был широко распространен на Британских островах в XIX веке, но примеров вбивания монет в деревья в XIX веке всего два: на острове Маре и в Ардмадди. Монетное дерево на острове Маре использовалось в качестве дерева для кусков материи в течение многих лет до того, как оно стало деревом для монет. Очевидно, что монеты — это не единственная и не первая категория предметов, прикрепляемых к деревьям в этом британском обычае, и, похоже, только в конце XIX и начале XX веков монеты стали самыми популярными видами ритуального подношения. Это свидетельствует о том, что монеты не всегда воспринимались как подходящие ритуальные подношения, но только со временем приобрели это свойство.
Почему так?
Стоимость является субъективной. Стоимость монеты может казаться неизменной и стабильной, но она так же изменчива и непостоянна, как и у любого другого предмета, поскольку из-за инфляции ее стоимость неизбежно снижается со временем. Исследование индекса потребительских цен за период с 1750 по 2003 год, проведенное Институтом национальной статистики, показывает, что цены за это время выросли примерно в 140 раз, а с ростом цен стоимость монеты уменьшается. Например, один десятичный пенни в 1750 году обладал большей покупательной способностью, чем 1 фунт стерлингов в 2003 году. Таким образом, в прошлом монеты были более ценными, поэтому неудивительно, что участники соответствующих обычаев в XIX веке были бы менее склонны расстаться с одним пенни, чем наши современники.
Многие ритуальные обмены на Британских островах приобрели более случайный, ситуативный формат, а их участники были менее склонны осуществлять подношение в форме более ценных предметов. Например, монеты из драгметаллов или с крупными номиналами сегодня явно не используются в качестве ритуальных подношений, поскольку это слишком будет затратно для участников этих ритуалов. Из 165,3 тыс. монет, найденных в монетных деревьях на всей территории Великобритании, только 25 были монетами в 1 фунт стерлингов и только одна монета в 2 фунта. Некоторое количество монет были достоинством в пять, двадцать, десять и пять пенсов, но подавляющее большинство - 146,1 тыс. (92%) - составляли монеты достоинством в один пенни и два пенса, которые сейчас мало что стоят с экономической точки зрения, обесценившись с годами, и поэтому в основном считаются пустяковыми с точки зрения затратности. По мнению многих современных участников соответствующих обычаев, эта дешевизна монет является основным фактором при использовании их в качестве подношения. Однако не всегда эти участники выбирают монету среди множества других потенциальных объектов для подношения; чаще всего монета оказывается одним из единственных доступных вариантов.
Монеты и удобство
В наши дни вбивание монеты в монетное дерево редко является запланированным ритуалом. Современные участники этого обычая не посещают специально места, где вбиты монеты, а скорее натыкаются на них случайно, часто решая принять участие в специальном обычае, подражая тем, кто пришел раньше. Только 17% участников посещали другие монетные деревья; большинство, таким образом, не знали об этом явлении, пока не наткнулись на монетное дерево во время однодневной поездки за город. Следовательно, современные участники этого обычая не выбирают заранее предмет подношения.
Ученые заметили, что в XIX веке люди использовали для подношения любые пустяковые предметы, оказавшиеся под рукой, - рога, кости, пучки волос, лоскутки и тому подобное. При этом сам обычай в конце XIX века существовал, как говорили тогдашние ученые, везде: от Китая до Нового Света. Рога, кости и пучки волос могли быть пустяковыми предметами, готовыми к использованию в форме подношения, но вряд ли их будут использовать в современной Британии. Так какой же предмет одновременно является пустяковым и легкодоступным для человека, гуляющего в сельской местности в XXI веке? Вы, вероятно, уже догадались! Конечно же, это монета.