Курс платины сильно колебался в течение последних 18 месяцев. В начале пандемии котировки резко снизились, поскольку институциональные инвесторы стали в панике распродавать свои активы. Это привело к понижению цен на платину до уровня 2000 года, вызвав резкий скачок спроса на небольшие слитки и монеты с марта по июнь 2020 года. Увеличение спроса объясняется тем, что индивидуальные инвесторы, в частности, из Японии и США, воспользовались удешевлением платины.
Распространение пандемии усилило опасения относительно экономической нестабильности. Отсюда повышение спроса на традиционные защитные активы, такие как золото, серебро и платина по всему миру. Интерес к драгметаллу также подогревался разговорами о развитии зеленой водородной экономики и той роли, которую может сыграть белый металл в этом процессе.
В 2021 году популярность платины среди инвесторов не уменьшилась. Курс достиг 6-летнего максимума, а объем продаж драгметалла у Королевского монетного двора Великобритании резко вырос. Такого спроса на платиновые монеты и слитки еще не было в истории этого монетного двора. С 2019 года количество клиентов данного учреждения, вкладывающих средства в платину, увеличилось на 247%.
По данным Всемирного платинового инвестиционного совета, в текущем году может быть достигнут самый высокий показатель спроса на платину со стороны автопрома с 2018 года. Спрос должен вырасти на 25%, почти до 3 млн унций, что на 5% выше уровня до начала пандемии. Дело в том, что этот драгметалл необходим для снижения вредных выбросов от транспортных средств с дизельными двигателями внутреннего сгорания. Учитывая данный фактор, курс платины до сих пор сильно отстает от золота и даже палладия, что также поможет увеличению спроса в ближайшие месяцы. Аналитики в консалтинговой компании «Metals Focus» прогнозируют, что спрос на платину будет высоким вплоть до конца года.
Согласно результатам опроса, проведенного агентством «Reuters», аналитики и трейдеры резко повысили свои прогнозы цен на платину ввиду дефицита предложения и увеличения спрос со стороны автопрома и водородных технологий. Похоже, что понижательному тренду, который длился десятилетие, суждено закончиться.
Кроме того, после ухудшения ситуации с предложением ожидается более высокие показатели по палладию.
Оба металла используются автопроизводителями для уменьшения вредных выбросов в атмосферу. Платина также необходима для производства стекла, ювелирных изделий и в качестве объектов инвестирования.
Избыток предложения платины длился в течение многих лет, что довело курс до 18-летнего минимума в прошлом году – 558 долларов за унцию. В то же время дефицит предложения привел курс палладия до рекордной отметки около 2900 долларов за унцию.
Оба металла растут в цене при спросе из автопрома и по причине ужесточения ограничений на выбросы. Некоторые автопроизводители перешли с платины на палладий, чтобы уменьшить затраты.
Увеличение спроса на электромобили не обернется ничем хорошим для платины, но при этом для водородных топливных элементов необходимо много этого драгметалла, так что не все потеряно. Курс платины подскочил до 6,5-летнего максимума в феврале – 1336 долларов за унцию.
Рона О’Коннелл, аналитик компании «StoneX», объясняет этот скачок так: «Автопром будет лучше себя чувствовать и начнется выпуск транспортных средств с топливными элементами».
В 2021 году средний курс платины составлял 1222 доллара за унцию, а в 2022 году показатель будет равен 1253 долларов за унцию. Это средний прогнозный показатель по результатам опроса 34 аналитиков и трейдеров.
Аналогичный опрос три месяца назад дал такие результаты: 2021 год - 1044 долларов за унцию, 2022 год – 1082 долларов за унцию. Напомним, что в 2020 году средний курс платины составлял 883 долларов за унцию.