О рынках платины и палладия в 2022-2023 гг.

Материал отчета «Heraeus Precious Metals».

Рынок платины

Прошлый год ознаменовался чередой проблем для рынка металлов платиновой группы. Украинский кризис усилил опасения относительно предложения этих драгметаллов, что привело курс палладия до рекордного показателя в марте, а котировки платины и родия тоже сильно выросли. Впрочем, впоследствии котировки платиновых металлов снижались вплоть до конца года, поскольку санкции на российский «Норникель» не были введены, а экономические прогнозы ухудшались. Тем временем южноафриканским производителям пришлось смириться с дефицитом электроэнергии.

Спрос на платину был высоким благодаря более широкому использованию драгметалла для бензиновых автомобильных катализаторов и росту объема производства легковых автомобилей. Однако украинский кризис ударил по автопрому и соответствующей цепочке поставок, наряду с карантинными ограничениями в Китае. Дефицит полупроводниковых микросхем негативно повлиял на производство легковых автомобилей, а доля электромобилей на рынке продолжала расти. Потребность в платине со стороны промышленности выросла, объем потребительских расходов в Китае пострадал ввиду карантинных ограничений, а спрос на ювелирные изделия из платины упал еще больше. Поэтому на рынке платины образовался профицит в объеме 135 тыс. унций (без учета инвестиций).

В 2023 году на рынке платины, скорее всего, будет наблюдаться дефицит в объеме 195 тыс. унций по причине сокращения предложения и роста спроса. В ЮАР объем первичного предложения, согласно прогнозам, придет в норму, поскольку накопленная руда за прошлый год наконец-то будет обработана. Это обстоятельство компенсирует уменьшение добычи в России, поскольку там осуществляется ремонт плавильного завода. Объем вторичного предложения, согласно ожиданиям, окажется немного меньше в этом году ввиду приближающейся рецессии в США и Европе, что, как правило, снижает количество утилизированных старых автомобилей.

В целом, спрос на платину в этом году вырастет благодаря увеличению производства легковых автомобилей и росту использования бензиновых автокатализаторов с более высоким содержанием платины. Промышленный спрос растет, но ожидается, что при этом снизится объем продаж ювелирных изделий. Инвестиционный спрос пошел в рост в этом году после сокращения в 2022 году. Причем увеличился объем паев в платиновых биржевых фондах.

Инвестиционный спрос

В 2022 году инвестиционный спрос был чрезвычайно слабым. Объем продаж платиновых монет был неплохим, а вот со слитками и паями платиновых биржевых фондах наблюдалась противоположная ситуация. Паи сокращались, а слитки продавались обратно. В Японии курс платины превышал психологически важный уровень в 4 тыс. иен за г несколько раз в течение года, поэтому отечественные инвесторы решили воспользоваться этой возможностью для фиксации прибыли. По этой причине на рынке оказалось очень много слитков. В биржевых фондах снизилось количество паев на 566 тыс. унций, поэтому мировой показатель составил немногим более 3 млн унций, что является самым низким уровнем с 2018 года. Ситуация с инвестиционным спросом до сих пор в 2023 году складывается неплохо – объем паев в платиновых биржевых фондах вырос на 190 тыс. унций в течение первых 4-х месяцев. Однако если курс в Японии будет и дальше превышать отметку в 4 тыс. иен за г, то объем инвестиций в слитки останется на низком уровне.

Рынок палладия

В 2022 году на рынке палладия наблюдался дефицит в размере 520 тыс. унций по причине недостатка предложения и умеренного роста спроса. Украинский кризис вызвал опасения относительно предложения палладия, что привело к скачку курса этого драгметалла до рекордного максимума в марте. Поставщики палладия из России не подпали под санкции, а экономическая ситуация постепенно ухудшалась, поэтому котировки драгметалла снижались вплоть до конца года. При этом у южноафриканских производителей было много производственных проблем, а в Северной Америке подтопление шахт уменьшило объем добычи. Ситуация со спросом на палладий улучшилась, поскольку дефицит полупроводниковых микросхем стал менее острым, позволив увеличить производство легковых автомобилей примерно на 5 млн единиц, подняв совокупный спрос со стороны автопрома, компенсировав уменьшение показателя со стороны других отраслей промышленности.

В этом году, согласно прогнозам, дефицит на рынке палладия составит 565 тыс. унций. Предложение аффинированного сырья из России сократится ввиду ремонта на плавильном заводе. Рост показателя в Северной Америке компенсирует снижение за прошлый год ввиду подтопления, а в ЮАР будет наконец-то переработана руда, скопившаяся за прошлый год. В таких условиях даже указанный рост не сможет компенсировать уменьшение соответствующего показателя в России. Объем мирового спроса, согласно прогнозам, немного снизится ввиду уменьшения спроса со стороны автопрома и других отраслей промышленности. Увеличение производства легковых автомобилей произойдет на фоне роста производства электромобилей, что снизит производство автомобилей с бензиновым двигателем, а также ввиду использования платины вместо палладия для бензиновых автокатализаторов.

Совокупный мировой объем предложения палладия упал на 6%, до 6,4 млн унций в 2022 году, поскольку производство в ЮАР сократилось на 19%, до 2,2 млн унций, хотя в предыдущем году был зафиксирован рост ввиду переработки накопившейся руды, а подтопление в США снизило на время объемы производства. Производство в России увеличилось на 8%, до 2,7 млн унций, поскольку объем добычи вернулся к норме после подтопления двух шахт в 2021 году.

Прогнозируется, что в этом году первичное производство палладия сократится на 3%, до 6,2 млн унций. Компания «Норникель» отложила ремонт плавильного завода на 2023 год, а значит, предложение палладия из России упадет на 14%, до 2,4 млн унций. Ожидается, что переработка некоторых объемов накопленной руды увеличит объем производства в ЮАР, повысив его на 7%, до 2,3 млн унций. Кроме того, продолжается постепенный рост производства в Зимбабве, где объем производства достиг 440 тыс. унций, а в США показатель тоже должен восстановиться, поэтому объем предложения из Северной Америки увеличится на 4%, до 770 тыс. унций.

Прогноз котировок платины и палладия на ближайшие полгода

Платина – 1000 долларов за унцию

В этом году на рынке платины, скорее всего, будет зафиксирован дефицит. В ЮАР ситуация с электроснабжением не улучшилась и предполагается, что объем добычи снизится из-за отключений электроэнергии. Тем не менее, будет обработана часть накопившейся руды, поэтому объем первичного предложения в этом году немного вырастет.

Производство легковых автомобилей увеличивается, а использование платины вместо палладия в бензиновых автокатализаторах также приводит к росту спроса со стороны автопрома до отметки выше 3 млн унций. Промышленный спрос находится на хорошем уровне, а вот продажи ювелирных изделий снизятся ввиду ухудшения экономической ситуации в Европе и США, а также некоторого снижения популярности платиновых изделий в Китае, хотя прекращение карантинных ограничений в стране привели также и к росту объема продаж.

Небольшой дефицит платины не приведет к повышательному тренду его курса, учитывая обильные надземные запасы руды, ухудшение экономической ситуации и рост процентных ставок. Прогнозируется, что средний курс платины в течение следующих шести месяцев составит 1000 долларов за унцию. Если ситуация с электроэнергией в ЮАР ухудшится, то курс платины может увеличиться.

Палладий – 1350 долларов за унцию

Согласно прогнозу, совокупный объем спроса на палладий в 2023 году несколько снизится. Производство легковых автомобилей растет по мере преодоления дефицита полупроводниковых микросхем. Кроме того, растет доля электромобилей, особенно в Китае. Платина заменяет палладий в бензиновых автокатализаторах. В таких условиях спрос со стороны автопрома окажется немного ниже, чем в прошлом году. Промышленный спрос на палладий также немного уменьшится.

Ожидается, что ремонт плавильного завода в России и перебои с электричеством в ЮАР приведут к сокращению первичного предложения, хотя объем вторичного предложения увеличится, поскольку все больше старых легковых автомобилей будут подлежать утилизации в Китае.

На рынке палладия в этом году будет наблюдаться дефицит, поскольку спрос и предложение этого драгметалла сократятся. Однако курс палладия все равно еще не нашел ценовое дно, снижаясь после своего рекордного максимума. Курс может еще дальше снижаться без сильного роста спроса, поэтому средний показатель в течение следующих 6-ти месяцев будет составлять 1350 долларов за унцию.

^ Наверх