О реальной и символической ценности золота. Часть вторая

Материал статьи О. Бетца. Часть первая тут.

О проклятии и благословении золота (окончание)

Проклятие золота — это популярный сюжет в истории человечества на протяжении многих столетий. Плиний Младший писал: «Как было бы хорошо, если бы можно было изгнать из жизни золото и проклятое стремление к нему! Золото презирают и проклинают все хорошие люди. Оно было открыто для того, чтобы превращать людей в преступников!»

Очевидно, что это лишь часть истории, ведь золото — это еще и фундамент очень развитых культур. Когда Александр Македонский завоевал огромные золотые богатства персидских царей, то не стал просто его беречь в хранилищах, но использовал его для строительства городов, благоустройства завоеванных территорий, а также для основания знаменитой Александрийской библиотеки в Египте. Однако преемники Александра Македонского отказались от возможности создать уникальную империю. Былые раздоры и обычная зависть из-за золота быстро привели к гибели империи Александра Македонского.

Несомненно, золото обладает противоречивой историей. Оно может приносить как счастье, так и бедствия. Благодаря тому, что золото легко транспортируется, оно может стать основой для создания гигантских империй, например, Римской. С помощью золота можно оплачивать службу солдат в самых отдаленных провинциях, строить дороги и так далее. Выживание империи, ее политическое благополучие очень часто зависело от контроля над поставками золота. В то же время роскошь, основанная на золоте, не раз приводила к неумеренной расточительности. Если веселье и роскошь становятся целью людей, то мораль подрывается.

Золото в Библии

В Библии нашли отражение представления о золоте, схожие с теми, что встречаются в других источниках того времени. В описании завоевания Иерихона мы читаем, что: «все серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут святынею Господу и войдут в сокровищницу Господню» (Иисус Навин 6:18). И тут нам на ум сразу приходят слова Креза, обращенные к Киру, о том, что золото и другие драгоценные металлы не должны оставаться у солдат, а должны быть взяты под опеку духовенства. Золотые сосуды и украшения можно было найти в храмах и при дворах царей. Когда к власти придут мессии, то следует ожидать паломничества народов в Иерусалим: «Люди будут приходить из Савы, принося золото и ладан... (Ис. 60:7,6). Аналогичным образом в Пс. 72 говорится: «Да здравствует царь! Пусть он принимает золото из Савы».

С началом царства Мессии, согласно Библии, ожидается наступление золотого века. В последней книге Нового Завета, Апокалипсисе Иоанна, описывается небесный город, новый Иерусалим: «...и город был из чистого золота .......». (Откровение от Иоанна, 21:18).

Однако Библия также предупреждает нас, чтобы мы не слишком доверяли золоту. «Я не уповал на золото и не говорил чистому золоту: „Ты - моя защита“», - пишет Иов (31:24), и в том же контексте Иов (22:25) подчеркивает: «Всевышний будет для тебя золотом и лучшим серебром». То, что Бог дает в дар, отличается по качеству от драгоценного металла: «Учения Твои дороже для меня, чем тысячи золотых и серебряных монет» (Пс. 118:72), «Я люблю Твои заповеди больше, чем чистое золото» (Пс. 118:127); сравните также Притчу Соломона 16:16: «Лучше приобрести мудрость, чем золото».

 

В Библии очень часто встречается идея проверки и очищения золота. Люди находятся в той же ситуации, что и золото. Сначала их нужно подвергнуть испытанию, чтобы проверить, насколько они хороши: «Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь» (Прит. 17:3).

Люди должны быть испытаны в огне, чтобы проверить их качество: «Я очищу их, как серебро, и испытаю, как золото» (Зах. 13:9).

Очень поучительной в этом контексте является глава из книги Исход. В этой главе говорится, что Моисей взошел на гору Синай, чтобы получить наставления о законах. Однако народы Израиля были недовольны «абстрактным» представлением о Боге, не связанным с образным представлением. Они хотели бы видеть конкретный и зримый символ присутствия Бога. Поэтому народ собрал свои золотые украшения и все переплавил, а Аарона заставили изготовить статую тельца, чтобы этой статуе можно было поклоняться и танцевать вокруг нее. Когда Моисей вернулся обратно, он стал очень злым. «Затем Моисей уничтожил сделанного людьми тельца: он расплавил его в огне, потом истолок золото в пыль, бросил её в воду и заставил израильский народ выпить эту воду» (Исх. 32:20). Статую называют «золотым тельцом», чтобы сделать все происходящее комичным. Моисей жалуется, что «... они сделали себе богов из золота» (Исх. 32:31).

В древнем Израиле действует строгий закон о том, что нельзя создавать изображения Бога. Зримый идеал, золотой предмет, должен был приблизить Бога к людям. Самым ценным, что было у людей, являлось золото, и оно должно было символизировать Бога. Моисей счел это проявлением неверия и ереси: Израиль должен отличаться в своем представлении о Боге от всех других народов.

Что язык и народная мудрость говорят нам о золоте?

Что делает золото таким невероятно притягательным? Почему все люди реагируют на этот металл одинаково? Очевидно, что красота и сияющий цвет золота способствовали очарованию этим металлом. Однако мифическую ценность ему придает и тот факт, что он очень редок, его трудно найти и добыть. Золото таится в минералах, таких как пирит, в кварцевых жилах. Найти его можно только докопавшись до глубины. Кроме того, оно не поддается окислению и не чернеет со временем, как серебро. Правители делали золотые монеты со своим изображением. Ювелиры нашли множество способов обработки золота: чеканили, работали резцом и напильником, гравировали, резали ножницами тонкие золотые пластины, штамповали на них орнаменты, гранили и эмалировали, изготавливали филиграни из тонкой золотой проволоки.

Однако и это еще не все: в этимологическом контексте оно связано с желтым цветом, блеском, гладкостью, сиянием. Желтый цвет и блеск всегда имели первостепенное значение.

Большинство вещей на нашей земле со временем становятся ветхими и неприглядными. Они гниют и портятся. Поэтому очевидная нетленность золота вызывала восхищение. Золото вечно и постоянно сохраняет свой золотой блеск. Поэтому золото считалось "Rex Metalorum", то есть царем металлов.

В нашем языке с его пословицами, народными песнями и фразами собрано и обобщено много поклонений и опасностей, связанных с золотом. Мы очень хотим найти золотую жилу и очень хотим, чтобы у нас были золотые руки. Если кто-то не имеет призвания, то ему нельзя «платить золотом», пишет Плавт: «hunc hominem decet aura expendi». Однако есть и пословица, которая гласит: «Не все то золото, что блестит» (Шекспир). Не стоит полагаться на блестящие вещи. Некоторые слова нужно сначала положить на «золотые весы», чтобы определить их ценность. В то же время не стоит ставить на «золотые весы» все подряд, в основном, когда речь идет о вещах не столь важных. Гете сформулировал это следующим образом:

«Счастье дней твоих

Не определяй с помощью золотых весов.

Если ты пользуешься товарными весами,

Стыдись и будь счастлив».

Продажность судей породила идею о том, что «горсть золота гораздо тяжелее, чем ворох законов и правды». Пословица гласит: «У врача - деньги, у адвоката - золото»; деньгами считались серебряные монеты, а золото - дукатами. О золоте бедняки могли только мечтать, поэтому следующие рифмы из «Фауста» Гете могли стать пословицей:

«К золоту стремятся,

От золота зависят,

Все, все!

Увы, но

мы бедны!»

Своим красноречивым и острым языком Абрахам а Санта-Клара подытожил ситуацию: «В латинском языке „нумен“ - это название Бога, „нуммус“ - золота. От золота, этого желтоватого кусочка из недр земли, получено столько силы, что во всем мире говорят «о всемогущий Бог» наравне с «о всемогущее золото»».

Сакс гораздо более трезво мыслит, когда пишет:

«Золото не является ни хорошим, ни плохим;

все зависит от человека, который его использует».

Золото в сказках

В сказках золото упоминается во многих случаях. У героя сказок золотые атрибуты, например, золотая звезда на лбу или золотые волосы, иногда герои и героини могут быть полностью золотые. Герой, как долгожданный носитель благих надежд, очень часто узнаваем только по внешним признакам. Важная вещь в сказке всегда имеет золотой цвет: золотой замок, золотой меч, золотая карета. Даже деревья могут быть из золота, и, очевидно, они приносят золотые плоды. Золотая птица приносит вести из тайного царства, где правит король, восседающий на золотой горе. Когда герой отправляется на поиски трех золотых волосков дьявола, то он должен войти в царство смерти, переплыв реку смерти. Таким образом он попадает в Аид, то есть, в царство Плутона, бога преисподней, но также и богатства. На самом деле Плутон считался не только правителем царства смерти, но и богатства, поскольку богатство, символизируемое золотом, находили в недрах земли, относящейся к его царству.

То, что красота в сказках очень часто ассоциируется с золотом, блеском, особенно металлическим, придает ей дополнительные качества, такие как совершенная, неразрушимая, вневременная, абсолютная и так далее. Практически во все времена и во всех странах золото считалось символом солнца или, по крайней мере, тесно связанным с ним.

Путешествие к солнцу и другим планетам, которое во многих сказках совершают герои, — это путешествие в другой мир. Солнце освещает земные вещи, но при этом остается небесным. Золотой блеск, которым в сказках украшены вещи и люди, считающиеся особенно красивыми, свидетельствует о том, что красота в сказках – это высшая ценность.

Говоря о сказках, не следует забывать, что они передают - в превращенном виде - образный мир мифов. За золотыми яблоками сказок мы обнаруживаем яблоки Гесперид. Эти яблоки Геракл должен был привезти с края света. Они несут в себе секрет вечной молодости и красоты, неудивительно, что достать эти яблоки было крайне сложно. То, что золотая птица говорит о другом мире, может напомнить нам миф о Зевсе, прилетающем в виде лебедя или золотого дождя на встречу с человеческой женщиной. Золото указывает на вещи, которые, как предполагается, существуют за пределами известного мира, вещи, которые могут прийти из лучшего, небесного мира или из глубин земли, где хранителями являются дружелюбные, но и ужасные существа - гномы и демоны.

Сказки предполагают преодоление границ мира, в котором мы живем, причем во всех направлениях: путешествие на север, на юг, в рай и в ад. Путешествие всегда очень опасно, и герою всегда приходится проходить испытания. Такое путешествие необходимо, потому что только за пределами границ мира можно найти спасение.

Как аргонавты начинают свой путь в поисках золотого руна, так и герой сказки обязан начать свое путешествие. Кстати, почему руно называется золотым? Владельцы руна положили его в быстро текущие воды реки, несущей в своем песке мелкие золотые частицы. Эти частицы попали в промасленную шерсть, и со временем она стала золотой.

Продолжение следует…

^ Наверх