Металлы платиновой группы: взгляд в будущее

Материал Дэвида Джолли, менеджера отдела анализа рынка металлов платиновой группы в британской добывающей компании «Anglo American».

Уже стало достаточно привычным слышать от экспертов мысль о том, что мир находится в состоянии беспрецедентной неопределенности. Так говорили в контексте рынке металлов платиновой группы на фоне мирового экономического кризиса 2008-2010 гг. и несколько раз после него, например, во время «дизельгейта» 2010-х гг., а также по причине электрификации автомобилей и украинского кризиса.

Справедливости ради стоит сказать, что все эти события действительно были очень значимыми. Однако можно ли утверждать, что они сулили важные изменения для рынка этих драгметаллов?

О предложении металлов платиновой группы

С точки зрения предложения нам известно, что источники добычи этих металлов не изменятся. Большая часть их до сих пор добывается в ЮАР. Россия тоже вряд ли перестанет быть ведущим игроком на этом рынке, несмотря на все трудности морального и практического характера, которые сейчас существуют. Зимбабве может стать более важным производителем, но учитывая время, которое необходимо для оборудования нового месторождения, процесс этот будет постепенным.

Ожидается, что вторичная обработка утилизированной платины и накопленных резервов руды станет более популярной деятельностью ввиду растущей доступности этих материалов и его высокой стоимости. Однако этому тренду уже как минимум десять лет. Относительная важность каждого источника металла может, конечно, изменится, но общая картина вряд ли претерпит радикальные изменения.

Однако давайте задумаемся, что может произойти в течение следующего десятилетия? Акцент на экологичность – это новый тренд; можно прогнозировать переход к снижению использования углеродов при производстве и в цепочке поставок, учитывая, что конечные потребители используют эти металлы как раз для целей экологизации. Будущее добычи, так или иначе, связано с роботизацией и автоматизацией, что сделает условия труда для людей более безопасными, а также обеспечит экологичность и другие положительные последствия добычи на окружающую среду и местное население.

Что там со спросом?

Однако многие на рынке также обращают внимание на спрос: где будут использоваться эти металлы в этом году или через 10 лет и дальше? В краткосрочной перспективе есть некоторая ясность картины. Несмотря на разговоры о серьезном влиянии инфляции, высоких процентных ставок, пандемии коронавируса и возможной рецессии, спрос на эти металлы не очень-то зависит от основных экономических показателей, таких как ВВП. Например, текущая динамика цен уже является результатом некоторого снижения спроса по сравнению с тем, что наблюдалось при низких ценах в начале 2022 года.

Если посмотреть на влияние экономических спадов в прошлом, то можно отметить, что промышленный спрос на эти металлы, включая платину, падал. Однако в автопроме, который пострадал недавно от дефицита полупроводниковых чипов и замедления производства, может вырасти объемы спроса, поэтому может понадобиться больше металлов платиновой группы.

Будущий потенциал

Кроме указанных моментов, большая часть исследований о металлах платиновой группы концентрируется на двух проблемах: 1) понижательном потенциале спроса на металлы платиновой группы для производства электромобилей, заменяющих автомобили с двигателями внутреннего сгорания с их каталитическими конвертерами; 2) потенциальном росте спроса на металлы платиновой группы ввиду увеличения доли т. наз. водородной экономики.

Что касается первого пункта, то рост продаж электромобилей на данный момент является впечатляющим, хотя и по сравнению с низкой базой, и, если, конечно, не учитывать неудачный старт продаж этих продуктов в начале ХХI-го века. Большинство экспертов в этой отрасли сообщают о существенном росте показателей за последние годы. Однако возникают вопросы в контексте того, насколько быстро и насколько далеко этот тренд сможет или должен дойти. Согласно текущим ожиданиям, у электромобилей будет меньший углеродный след (это хороший индикатор для измерения вреда окружающей среде), чем у обычных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Впрочем, вполне понятно, что использование углеродов (генерирование, хранение и распределение электроэнергии; в отличие от очистки, распределения и сгорания бензина или дизеля в современных автомобилях внутреннего сгорания) может в большинстве случаев быть намного меньше, чем у обычных автомобилей.

По нашему мнению, для уменьшения углеродного следа вполне разумно было бы электрифицировать большое количество автомобилей, но это не значит, что нечто подобное следует делать со всеми автомобилями, учитывая только углеродный след. Если добавить к этому другие секторы, где могут использоваться эти металлы, например, в обеспечении различных уровней экологичности для электрических систем и в контексте биотоплива, то станет понятным, что автомобили с двигателем внутреннего сгорания продолжат играть важную роль в транспортной системе, а металлы платиновой группы продолжат играть важную роль в очистке соответствующих выбросов.

Впрочем, эта статья была написана сразу после публикации новостей о том, что в Великобритании впервые была зафиксирована рекордно высокая температура – выше 40 градусов по Цельсию. Мы наблюдаем сейчас серьезные подвижки по всему миру в сторону того, чтобы снизить углеродные выбросы вплоть до нуля, уменьшив годовой прирост температуры Земли до 2 градусов по Цельсию. Это должно привести к массовому введению технологий, снижающей углеродные выбросы.

В этом контексте многим становится понятно, что необходимо множество других инструментов, кроме использования электромобилей. Здесь стоит упомянуть о водороде, который сыграет роль скорее не источника энергии (не той, которая вырабатывается на Солнце в результате ядерного синтеза, поддерживающего жизнь на Земле), но в качестве энергетического вектора, способа хранения и транспортировки этой энергии. Транспортировка водорода по трубам может помочь экологизировать отопление для населения во многих странах, а хранение водорода поможет снизить затраты на возобновляемые источники энергии.

Платина, наряду с родственными ей металлами, такими как рутений и иридий, могут стать наиболее вероятными кандидатами в контексте производства водорода посредством электролиза и его использования в топливных батареях, в автопроме и других секторах экономики, что потенциально увеличит спрос на металлы платиновой группы в течение продолжительного периода.

Вперед к неизвестности

Достаточно трудно спрогнозировать рост или снижение спроса на металлы платиновой группы из-за электрификации или использования водорода, но вполне возможно создать некоторые сценарии для будущего. Однако то, что более неизвестно, вызывает больший интерес. Какие еще возникнут способы использования металлов платиновой группы, и какие из этого следует сделать выводы? В 1970-х гг. никто не знал, что платина пригодится для каталитических конвертеров. Кроме того, никто не знал о различных степенях окисления платины и ее стабильности, которые пригодятся для катализаторов в нефтеперерабатывающей промышленности и в других отраслях. Вполне понятно, почему ученые обратили внимание на эти полезные характеристики и попытались их применить к отрасли, которая впоследствии стала самым крупным источником спроса для этих металлов: для производства автомобильных каталитических конвертеров.

Если и говорить о прогнозах относительно новых источников спроса – учитывая уроки прошедшего столетия – то имеет смысл задаться вопросом о том, что еще умеют делать эти металлы.

Многообещающая химия

Металлы платиновой группы обладают многочисленными степенями окисления. Они бывают стабильными в различных формах, а также механически упругими, прочными, термически резистентными и чаще всего не подвергаются коррозии, а химический состав у них хорошо известен своей скоординированностью (имеются в виду формы их составных элементов).

В энергоэффективном мире способность функционировать при высоких температурах в течение продолжительного периода может сделать металлы платиновой группы применимыми в новых сферах. Ученые могут адаптировать их скоординированную химию, а также поведение в электронных и биохимических средах, поэтому, скорее всего, эти драгметаллы будут использоваться в соответствующих отраслях.

На данный момент уже ведется работа по включению металлов платиновой группы в литиевые батареи с целью выгодного использования их электрохимических свойств, что возможно увеличит продолжительность их службы или количество марок электромобилей, для которых они будут применяться. Конечно, в пределах данной статьи (к счастью) не представляется возможным порассуждать о возможных новых приложениях металлов платиновой группы и спрогнозировать то, насколько крупным будет объем спроса со стороны этих новых источников. Однако вполне понятно, что эти металлы продолжают играть важную роль в современном мире, обеспечивая функционирование экологически чистой химии, низкого количества выбросов и трансформации энергетики. Как им это удастся – об этом мало что можно сказать, но вполне возможно это себе представить.

Приобретайте инвестиционные, памятные и коллекционные монеты из золота, серебра, платины по выгодным ценам в магазине "Золотой Монетный Дом"!

^ Наверх