Палладий вырос в цене до нового рекорда, превысив отметку в 1900 долларов за унцию. Причиной послужило приостановление добычи из-за отключения электроэнергии на южноафриканских добывающих предприятиях. Платина тоже немного подорожала из-за этого.
Как известно, ЮАР является крупнейшей в мире страной – производителем платины и вторым по величине поставщиком палладия. Добыча драгметаллов пострадала от перебоев с подачей электроэнергии, поскольку государственное коммунальное предприятие «Eskom Holdings SOC Ltd.» не смогло справиться с обрывами линий электропередач на своих заводах и последствиями проливных дождей, пропитавших влагой уголь, используемый в качестве топлива.
«Проблемы с поставками, которые и до этого наблюдались, усугубились из-за ситуации в ЮАР, что и стало фактором роста курса. Палладий не сможет прорваться выше 1900 долларов из-за технического сопротивления, но впоследствии курс имеет шансы продолжить рост», – отметил Оле Хансен, глава стратегии на рынках сырья в «Saxo Bank A/S». Так, во вторник курс преодолел отметку в 1905 долларов за унцию, показывая рост в течение 13 дней подряд, что является самым продолжительным периодом с середины 2014 года.
Напомним, что в ЮАР было добыто 70% мировой платины и более 40% палладия в прошлом году.
За последние два года палладий постоянно обновляет рекорды из-за ограниченного объема предложения и резкого увеличения спроса, поскольку этот драгметалл используется в автокатализаторах для снижения вредных выбросов из бензиновых автомобилей. Автопром увеличил закупки палладия с целью адаптации к строгим экологическим нормам, в результате чего цены на металл выросли в этом году на 50%.
Хансен отметил, что автопроизводители не реагируют на текущую динамику курса, ведь драгметалл не слишком-то влияет на объем совокупных затрат.
«Спрос на палладий действительно высок. Поэтому любой сбой в поставках приводит к резкому подъему цен на драгметалл», – отметил Фил Штрайбль, старший рыночный аналитик в «RJO Futures».
В «Citigroup Inc» прогнозируют, что курс палладия вырастет до 2500 долларов за унцию к середине 2020 года из-за постоянного дефицита предложения. По словам аналитиков банка, автопроизводители пока не стремятся найти более дешевый аналог этого драгметалла, например попробовать платину или использовать лом, поступающий в значительных объемах на рынок.
При этом аналитики не прогнозируют рост курса платины из-за уменьшения спроса на этот металл, который используется в автокатализаторах для менее популярных, дизельных транспортных средств. Курс платины вырос на 16% в этом году, чему способствовало увеличение инвестиционного спроса.
Согласно отчету аффинажного предприятия «Heraeus Holding GmbH», в долгосрочной перспективе платина может извлечь выгоду из роста популярности электромобилей на топливных элементах, где в электродах используются катализаторы из этого металла.