Об одном из недавних доказательств гастрономической привлекательности золота стало известно в июле. Дело в том, что ресторан «Louis Burger» в Мумбаи стал продавать гамбургеры, покрытые съедобной золотой фольгой. Появление такого продукта в Индии не должно никого удивлять, ведь население этой страны одержимо драгметаллом.
Ресторан «Louis Burger» сообщает о сумасшедшем спросе на продукцию с золотом, планируя открыть новые локации, чтобы продавать ее по всей стране.
Шеф-повар ресторана сделал два вида гамбургера: «Луи Гранд Рояль» состоит из двойной котлеты, шимеджи (съедобный гриб из Восточной Азии), трюфелей и английского чеддера между двумя булочками, покрытыми золотой фольгой. Стоимость этого гамбургера – 9,25 долларов. Гамбургер под названием «Трюфель Тейк Бюргер» приготовлен из следующих ингредиентов: грибы шиитаке, трюфельный майонез, шимеджи, трюфели, английский чеддер, пармезан и трюфельное масло. Стоимость этого гамбургера – 11,85 долларов, что составляет эквивалент 2-дневного дохода для среднестатистического индийского работника.
Мало можно назвать стран, население которых так обожает желтый металл. Индия занимает второе место в списке стран-потребителей драгметалла, уступая в этом отношении только Поднебесной. Индийцы приобрели 315,9 тонны ювелирных изделий из золота в 2020 году, несмотря на пандемию. Согласно отчету «Bloomberg», ювелиры ожидают скачок объема продаж на фоне снижения цен на золото в этом году.
Вообще, следует сказать, что в Индии существует давняя традиция поедания золота, в том числе, в форме фольги и порошка. Соответствующий обычай возник во времена империи Великих Моголов XVII века, когда повара подавали блюда, украшенные золотой или серебряной фольгой, чтобы произвести впечатление на своих хозяев и гостей на государственных празднествах.
Эта практика с тех пор никуда не исчезла, поэтому золото широко используется для украшения любых блюд: от напитков, таких как щербет и тхандай, до десертов, таких как джалеби, пирни и барфи. Бирьяни, – мясные карри и блюда из паниры, – также обретают особое очарование благодаря драгметаллу.
Во времена праздников, особенно крупнейшего из них, Дивали, магазины переполнены подарочными корзинами с фруктами и орехами, которые обернуты серебряной фольгой.
По словам ювелира из Дели, Рама Дина, золотая фольга производится благодаря отбиванию листов из желтого металла в течение нескольких дней, пока их толщина не достигнет 8-тысячной доли миллиметра. Для употребления в пищу используется золото с чистотой в 22-24 карата.
Процесс производства золотого покрытия должен осуществляться в гигиеничных условиях, поскольку, в противном случае, опасные примеси могут привести к заболеваниям. Аналогичный риск есть в том случае, когда для производства фольги используется серебро или алюминий.
Съедобная золотая фольга – это самый дорогой продукт питания в мире. Цена 500 г фольги составляет 15 тыс. долларов. Однако многие гурманы готовы платить большие деньги для украшения своих блюд в изысканных ресторанах.
В пятизвездочном отеле «Тадж-Махал» в Дели находится ресторан «Варк», который является популярным местом, где собираются богачи, звезды Болливуда и политики.
Потолок ресторана украшен сусальным золотом, мебель сделана под заказ, стены оббиты розовым деревом, а пол сделан из каштанового дерева. Меню заведения соответствуют внешнему убранству: конфи из утки и краб Варки, покрытый золотой фольгой. Средняя цена за блюдо – 13 долларов.
Комментарий Прадипта Ситха, директора отдела блюд и напитков в отеле «Crowne Plaza» в Нью-Дели: «Золотая и серебряная фольга представляют собой часть богатого культурного и кулинарного наследия Индии на протяжении веков. Они играют значительную роль в кухнях муглай и авадхи, которые известны своими дорогими мясными блюдами».
Некоторые специалисты по аюрведе утверждают, что употребление золота в пищу полезно для здоровья.
Комментарий Пандита Яджура Дева, аюрведического врача четвертого поколения из Дели, чьи предки работали на императоров династии Великих Моголов: «В Аюрведе говорится, что если добавить золотую пыль в лекарства и тонизирующие напитки в сочетании с определенными травами и специями, то это поспособствует укреплению здоровья и улучшению когнитивных функций».
Дев отметил, что его предки рассказывали истории о царях и военачальниках, употреблявших тонизирующие напитки с золотом за несколько дней до того, как отправиться на войну.
Впрочем, современные врачи и диетологи утверждают следующее: нет никаких доказательств того, что съедобное золото улучшает здоровье.
Комментарий Свати Пракаша, диетолога из Дели: «Съедобное чистое золото не растворяется и не портится в кровотоке, поэтому технически никакой пользы от него нет. Драгметалл выводится из организма в составе отходов жизнедеятельности. Золото и серебро не причиняют вреда человеческому организму, поскольку эти металлы инертны, а не биоактивны, а потребляемое их количество весьма мало».
В целом, использование золота в гастрономических целях стало настоящим трендом по всему миру. В 2016 году ресторан в Нью-Йорке под названием «Manila Social Club» продавал пончик, покрытый фольгой из 24-каратного золота, и облитый замороженным желе из шампанского «Cristal». Пончик создан на основе убэ, сладкого фиолетового батата, который используется в филиппинских десертах. Пончик наполнен муссом убэ и желе из шампанского. Украшением служат золотая пыль и фольга.
В 2017 году токийский универмаг «Shinjuku Isetan» начал продавать суши в золотой фольге за 97 долларов.
Впрочем, не все вдохновились этими гастрономическими причудами.
Комментарий Пратека Мехра, инженера-программиста из Мумбаи: «Я попробовал гамбургер от «Louis Burger» просто, чтобы понять, в чем причина его популярности. Дело в том, что золотая фольга не добавляет никакого особого вкусового ощущения. Вкус гамбургера был таким же, как и у сотен других хороших гамбургеров, которые я ел, но за меньшую цену».