Недавно новостные агентства сообщили, что НАСА планирует запустить зонд на астероид, состоящий из золота и других драгметаллов. Говорят, что при текущих ценах на драгметаллы астероид Психея 16 может стоить 700 квинтиллионов долларов: этой суммы достаточно, чтобы каждый житель Земли получил по 93 млрд. долларов. Мы все станем богаче Джеффа Безоса!

Это все, конечно, замечательно, но теперь – плохие новости. Да, возможно, Психея 16 и другие астероиды будут использоваться для добычи из них драгметаллов. Но как только добытые металлы попадут на рынок в таких огромных количествах, они перестанут быть драгоценными. Как известно любому студенту-экономисту, цена является результатом относительной редкости – стоит только наполнить рынок золотом и оно превратится из драгметалла в обычное украшение. Если предложение растет, то цена падает.

Но на самом деле, есть более серьезная причина, исходя из которой гигантский золотой астероид не сделает население Земли сказочно богатым. Богатство – это не результат владения большими кусками металла, а следствие способности создавать вещи, которые удовлетворяют человеческие потребности.

Сталелитейный завод представляет собой реальное богатство, потому что вы можете использовать его для изготовления деталей автомобилей, конструкции зданий и т.д. Дом – это тоже богатство, потому что можно жить в нем или сдавать его в аренду. Навыки и знания в вашей голове также являются формой богатства, даже если они не учитываются в официальной статистике. Даже бутерброд – это богатство, по крайней мере, пока он свежий.

Но гигантский астероид из золота не увеличивает реальное богатство. Металл будет иметь спрос со стороны промышленности, из него можно сделать красивые украшения и зубные пломбы, но он не вызовет новую промышленную революцию, не приведет к значительному снижению стоимости товаров и услуг, одним словом, не сделает жизнь лучше.

Золото стоит дорого не потому, что оно является редким – множество редких вещей практически не имеют никакой ценности. Дело все в том, что оно редко относительно спроса на него со стороны общества. Золотой астероид не увеличит мировой спрос на золото, а значит, не будут созданы квадриллионы долларов нового реального богатства.

Существует похожая на золотой астероид история. К XVI-му веку Испания покорила Южную и Центральную Америку, и обнаружила там большие запасы золота и серебра. Эти металлы были отправлены обратно в Европу и использованы для оплаты государственных расходов (главным образом, войн). Поскольку золото и серебро использовались тогда в качестве денег, падение стоимости золота и серебра в результате преизбытка их на рынках привело к понижению стоимости денег, другими словами, к инфляции.

Золото больше не используется в качестве денег, а стоимость современных денег не привязана к стоимости золота или любого другого металла. Таким образом, появление гигантского золотого астероида, вероятно, не приведет к росту потребительских цен, но обвалит курс золота почти до нуля.

Так что, гигантский астероид не сделает нас миллиардерами. Но какая бы компания по добыче драгметаллов в космосе не взялась бы за этот астероид, ее капитал стремительно увеличится. Можно предположить, что эта компания повторит историю компании «De Beers», производящей алмазы и бриллианты.

До XIX-го века алмазы были чрезвычайно редкими, но затем были обнаружены крупные их месторождения в ЮАР. Британский бизнесмен и чиновник колониального правительства Сесил Родс захватил всю добычу алмазов в ЮАР, будучи собственником компании «De Beers», приобретшей впоследствии статус монополии под управлением семьи Оппенгеймеров. На протяжении многих лет «De Beers» защищала эту монополию от конкуренции со стороны других компаний, не продавая алмазы при низких ценах, или наводняя ими рынок, чтобы уничтожить конкурентов.

Монополия позволяла компании ограничивать предложение, чтобы поддерживать высокий курс. Однако «De Beers» нужно было сделать нечто экстраординарное, чтобы не допустить превращения алмаза в простой сырьевой товар. Компании в этом помог маркетинг: была создана одна из самых эффективных рекламных кампаний в истории, у которой был следующий слоган: «Бриллианты навсегда». После нее влюбленные во всем мире были убеждены в том, что именно бриллиантовые обручальные кольца являются незаменимым символом брачных обязательств. Этот символизм представляет реальную ценность.

Собственники золотого астероида могли бы попытаться проделать подобное, запустив рекламные кампании, чтобы заставить людей начать использовать золото для большего количества вещей – строительных материалов или одежды. Но вряд ли им удастся убедить мир, чтобы им платили наценку за огромный объем золота, добытого из астероида Психея 16, особенно если конкурирующая компания найдет другой подобный астероид.

Невозможность извлечения неисчислимых богатств из Психеи 16 учит нас двум важным урокам относительно сущности богатства. Во-первых, огромное количество богатства существует только на бумаге: когда вы пытаетесь продать свои активы, цена снижается. Ликвидность, – способность продавать актив за наличные, – является важнейшим фактором, о котором обычно забывают при расчете величины капитала.

Во-вторых, этот пример показывает, что реальное богатство на самом деле не исходит от накопления золота. Богатство - это результат производительной деятельности людей, создающих вещи, которые востребованы обществом. Сказочное состояние «De Beers», в конечном итоге, стало результатом не контроля над особенным минералом, но следствием способности убедить мир в том, что этот минерал является символом любви и преданности.

Если вы хотите разбогатеть, то не думайте о том, как захватить ограниченные ресурсы. Подумайте о том, как использовать ресурсы инновационным способом, чтобы предложить людям то, что они действительно хотят или в чем нуждаются.

^ Наверх