Палладий, будучи некогда менее известным собратом платины, теперь поднимается в цене от одного максимума к другому.

Этот металл считался неинтересным побочным продуктом добычи платины, вплоть до появления каталитических нейтрализаторов в 1970-х гг. Теперь же он бьет рекорды. Спотовый курс этого металла достиг исторически рекордной отметки в 1344 долларов за унцию в среду. В прошлом месяце он стал дороже золота, впервые с 2002 года. Десять лет назад за унцию платины можно было купить более чем 5 унций палладия, а теперь – всего 0,6 унций.

Можно было думать, что невероятный скачок цен на палладий сменится не менее резким спадом, как это часто бывает на рынке сырья. Однако это не произошло, потому что палладий все еще недостаточно подорожал, чтобы вызвать скачок его предложения.

Палладий и платина являются частью одной группы редких металлов, которые находятся только в трех регионах планеты: на юге Африки, в Сибири и, в меньших количествах, в США и Канаде. Группа платиновых металлов добывается в одних и тех же месторождениях, поэтому практически невозможно добыть платину без получения определенного количества палладия и наоборот. Как мы уже говорили, это означает, что судьба двух металлов тесно переплетена друг с другом.

Это важно, потому что «дизельгейт», от которого пострадала мировая автомобильная промышленность в последние годы, привел к снижению промышленного спроса на платину, которую больше всего используют в дизельных каталитических нейтрализаторах. В обычных бензиновых автомобилях в выхлопных системах находится палладий. Несмотря на то, что автомобильная отрасль сейчас не в самом хорошем состоянии, указанные металлы движутся в противоположных направлениях. По данным аффинажной компании «Johnson Matthey Plc», спрос на платину для производства автокатализаторов снижался в течение трех лет, в то время как промышленное потребление палладия растет.

Для южноафриканских добытчиков, которые производят около 80% мировой платины и почти половину палладия, данное обстоятельство представляет проблему. Даже при нынешних повышенных ценах на палладий, им приходится нелегко. По данным консалтинговой компании «Minxcon Group», по причине того, что в течение последних шести месяцев курс платины находится возле отметки в 800 долларов за унцию, только четверть добывающих компаний, деятельность которых постоянно срывается забастовками рабочих, может покрывать свои общие производственные затраты на данный момент.

Эта ситуация не совсем уж и нова. В течение большей части прошедшего десятилетия пять добывающих компаний были лидерами южноафриканской отрасли – «Anglo American Platinum Ltd.», «Impala Platinum Holdings Ltd.», «Lonmin Plc, Sibanye Gold Ltd.», и «Northam Platinum Ltd.». При этом, ни одна из них не смогла достичь доходности в двузначных цифрах, то есть, показателя, привлекающего существенные инвестиции. Цены на побочный продукт, палладий, должны стать более высокими, чтобы компании продолжать добывать все еще убыточный, но основной их продукт – платину.

Есть только один выход из сложившейся ситуации, и он находится в вечной сибирской мерзлоте. В отличие от переживающей не лучшие времена южноафриканской платиновой промышленности, российский ГМК «Норильский никель» находится на высоте. В то время как на долю палладия приходится около трети добываемых из южноафриканских шахт металлов платиновой группы, в норильских карьерах этот показатель приближается к 80%.

Проблема с «Норильском» заключается в том, что эта компания не стремится добывать больше. Согласно последним данным, ожидается, что добыча металлов платиновой группы вырастет на пять тонн за период в 2018-2020 гг. Более того, к 2025 году планируется увеличить объем добычи в Талнахском месторождении примерно на 20%, а после этого разработать огромные неиспользованные ресурсы посредством кооперации с «Русской платиной», но в ближайшей перспективе на реализацию этого проекта не стоит уповать.

Даже не выдающаяся статистика по автомобильной промышленности, потребляющей около 4/5 мирового палладия, может и не привести к балансу на этом рынке. Реальным фактором, определяющим спрос на палладиевый катализатор в последние годы, был не столько рост объемов продаж автомобилей, сколько ужесточение норм выбросов, из-за которых теперь необходимо использовать большее количество металла в автомобилях. Несмотря на попытки США приостановить это ужесточение, данные меры все равно приведут к большей популярности этого металла во всем мире.

В определенный момент следующего десятилетия, – когда электромобили начнут серьезно конкурировать с бензиновыми автомобилями, а масштабные российские проекты будут реализованы, – звездный час палладия подойдет к концу. Впрочем, сейчас он по-настоящему является лидером драгметаллов.

Кроме того, стоит отметить, что ситуация со спросом на палладий подогревается благодаря Китаю. План Поднебесной по увеличению внутренних расходов, например, на бытовую технику и автомобили, способствует росту спроса на сырьевые товары.

«Мы считаем, что между Китаем и США будет достигнута определенная торговая договоренность, и в самом Китае произойдет восстановление экономического роста. В конечном счете, это будет означать рост потребления транспортных средств в Китае и в целом на развивающихся рынках», - отметил аналитик и глава отдела по стратегиям на сырьевых рынках в «TD Securities» Барт Мелек. Аналитик добавил, что увеличение популярности палладия наблюдается как раз в такой период, когда на его рынке наблюдается дефицит предложения.

^ Наверх