Золото – это символ совершенства. Часть первая

Материал Грэхема Кларка.

Рассмотрение золота в качестве символа совершенства может показаться вполне естественным. На самом деле золото стало почти универсальным стандартом совершенства только в ходе истории. Своим уникальным статусом оно обязано тому, что еще в первобытных обществах совершенство золота было общепризнанным. Однако если бы именно китайцы создали экономическую систему, охватывающую весь мир, то мы вполне могли бы использовать нефрит, а не золото в качестве символа высшей ценности.

В первую очередь золото, как и другие драгоценные материалы, привлекает нас своими внешними качествами. Людей притягивал и продолжает притягивать его цвет и, прежде всего, блеск. Кроме того, его внешний вид может быть значительно улучшен благодаря искусству ювелира. Во многом это связано с мягкостью и податливостью металла. Из одной тройской унции можно выбить лист площадью в 30 метров и толщиной в считанные нанометры. Золото также чрезвычайно пластично. Унцию можно вытянуть в тонкую проволоку длиной около 30 км, что делает драгметалл пригодным для изготовления тонких цепочек и нитей для золотого кружева или ткани. Это означает, что великолепие металла может быть продемонстрировано с максимальной экономией затрат и материалов. Кроме того, если золото относительно чистое, то оно не тускнеет, а значит, его блеск остается неизменным.

В чистом виде золото наиболее податливо и пластично. Как правило, оно содержит различные пропорции неблагородных и менее драгоценных металлов. Когда содержание серебра достигает половины, то такой металл принято называть электрумом. Золото для некоторых целей сплавлялось с другими металлами намеренно. Серебро добавляли для придания металлу большей прочности при изготовлении украшений, предназначенных для ношения. В некоторых случаях золото могло даже само служить сплавом. Там, где олово отсутствовало, как в Колумбии, золото можно было использовать в качестве сплава с медью для изготовления разновидности золотой бронзы, которую легче отливать, чем оловянную. Следует подчеркнуть, однако, что основной целью легирования меди золотом и/или серебром было изменение ее внешнего вида и приспособление ее к символическим, а не к технологическим целям.

Золото в виде листов широко использовалось в ювелирном деле. Известны такие примеры, как изящные украшения для волос, которые носила одна из женщин, похороненных на Царском кладбище в Уре (это археологический памятник в современной провинции Ди-Кар на юге Ирака), лунообразные шейные украшения, вошедшие в моду на ранней стадии бронзового века, а также многочисленные головные украшения, маски для лица и пекторали (нагрудное украшение, могло быть частью защитной амуниции воина), использовавшиеся в доисторической Колумбии.

Тонко выбитое золото, наложенное на деревянную основу, придавало блеск гробам и большим фигурам, а листовое золото могло использоваться для украшения металлической упряжи или парадных предметов. Был изобретен отжиг: металл можно было размягчить путем резкого нагрева и закалки. Другие методы, придуманные ювелирами еще для Царского кладбища в Уре, включали клепку и пайку.

Различная степень чистоты самородного золота предполагала разные точки плавления. Это привело к раннему открытию пайки. Метод заключался в том, что расплавленное золото с температурой плавления ниже, чем у соединяемых частей, заливалось в промежутки между ними: при охлаждении обнаруживалось, что отдельные части соединяются вместе. Пайка была полезна для таких целей, как прикрепление ручек к сосудам или закрытие последних звеньев цепей. Она также использовалась в декоративных целях, а именно, для прикрепления ячеек в перегородчатой эмали (сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации. Для её создания на тонкой металлической пластине-основе из меди, золота, реже серебра, мельхиора или высококачественной стали, процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур-эскиз будущего изображения) к их основанию или закрепления золотых заготовок в филиграни (ювелирная техника, использующая ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, также изделия, выполненные в такой технике). Мягкость золота делала его относительно легким для использования в декоративных целях. Работы репуссе (барельеф на металле; штамповка; штампованное изделие), выполняемые путем вбивания приподнятых участков листового золота в массивный блок, прижатый изнутри, и использование пуансонов (одна из основных деталей инструмента, используемого при маркировке, штамповке и прессовании материалов, например прессовании металлов в металлообработке) и инструментов для чеканки узоров на внешней поверхности - все это практиковалось шумерскими кузнецами во времена создания кладбища в Уре. С помощью перегородчатой росписи и дополняющей ее техники шамплеве (одна из древнейших технологий; в ней рисунок углублен в толщу металла; с помощью техники «шамплеве» можно создавать цветные изображения, где чередуются металл и эмалевые плоскости), когда в металле делались углубления для инкрустации, было сравнительно легко закреплять эмали и драгоценные материалы, а также такие артефакты, как камеи (род геммы, резного полудрагоценного камня с выпуклым рельефным изображением, в отличие от инталий, резных камней с углублённым изображением) или интарсии (разновидность инкрустации, техника декорирования какой-либо поверхности, при которой один материал углубляется, врезается в толщу другого). Кроме того, золото использовалось в качестве инкрустации для облагораживания предметов из бронзы или серебра, таких как знаменитый кинжал с охотой на льва из Микен, бронзовые артефакты Китая эпохи Чжоу (с 1045 года до н. э. по 221 год до н. э.) или архаичные металлические сосуды династии Сун.

Большое почтение, которым пользовалось золото в большинстве стран мира, относительная легкость, с которой оно поддается обработке, и не в последнюю очередь его способность соединяться с другими востребованными вещами привели к тому, что его используют для изготовления ювелирных изделий, парадных предметов и различных статусных символов. Визуальное великолепие и долговечность золота, сделавшие его выдающимся символом совершенства, сочетаются с тем, что, как бы широко оно ни было распространено и востребовано в природе, оно остается редкостью. По оценкам специалистов, все золото, добытое в период с середины XV по начало XXI века, поместится в кубе размером в 30 метров.

Золото гораздо более широко распространено в природе, чем нефрит. Оно добывалось на всех континентах и встречается в самых разных геологических условиях. Золото встречается либо в материнских породах (самый нижний горизонт почвы, на котором происходят основные почвообразовательные процессы), либо в россыпных месторождениях, где продукты длительной эрозии сосредоточены в аллювии существующих речных систем или погребены под более поздними осадочными или магматическими породами. Стоимость извлечения золота в этих двух случаях сильно различается. Россыпное золото, которое чаще всего встречается в виде пыли или мелких частиц, остающихся после удаления более легких материалов потоком воды, может быть получено простым намывом или промывкой, или даже поднято на поверхность в виде самородков, сформированных в результате прессования мелких частиц в компактные массы под действием природных сил. Золото, полученное при добыче галечных конгломератов или жил в кварцевой матрице, залегающей в породе, требует больших затрат ресурсов на извлечение руды, подъем ее на поверхность, измельчение и очистку.

Отсюда следует, что методы добычи золота использовались в зависимости от социальных условий. Первобытные общины и первопроходцы на новых территориях концентрировались на богатых рудой аллювиальных месторождениях, которые они могли разрабатывать небольшими группами или даже в одиночку, используя лишь самое примитивное оборудование. Главный недостаток таких разработок заключался в том, что по своей природе они быстро исчерпывались. Большую продолжительность добычи можно было обеспечить только за счет добычи полезных ископаемых из недр земли. Мелкомасштабные работы могли проводиться небольшими группами населения с простым оборудованием, но интенсивная добыча в больших масштабах требовала концентрации дисциплинированного труда, а также капитальных ресурсов, доступных только обществам, организованным в форме государств. Разные требования к разработке аллювиальных месторождений и добыче полезных ископаемых можно хорошо проиллюстрировать на примере ситуации, сложившейся в разных частях Испании в период римского владычества. Если добычу россыпного золота можно было смело поручить иберийцам возле рек Гвадалквивир, Дору или Тежу, то для извлечения золота из рудников Астурии римлянам потребовался гораздо более строгий контроль. И наоборот, в 1896 году на аллювиальные месторождения Клондайка устремились старатели, у которых были лишь лопаты и тазы. А вот освоить огромную по своим масштабам горную цепь Майн-Риф в Витватерсранде можно было только с привлечением значительного капитала и самых передовых технологий.

Золото, несмотря на его широкое распространение, всегда было дефицитным по сравнению со спросом. Его нехватка способствовала тому, что оно стало самым популярным драгоценным металлом, что, однако, привело к постоянным попыткам сократить дефицит за счет увеличения предложения. В ходе социальной эволюции эта тенденция только усилилась. Появление обществ с классовой структурой, кульминацией которых стало образование государств, привело к росту демонстративного потребления драгоценных материалов. Эта тенденция стала еще более распространенной с появлением современных индустриальных обществ. Кроме того, когда цивилизованные государства расширяли свои границы, то они часто прибегали к поиску и эксплуатации источников драгоценных металлов и, прежде всего, золота. Так было, например, в случае с римлянами. Экспансия на север Италии принесла им золото из Вай-д'Аосты и юга Пьемонта, но именно Вторая Пуническая война (218-201 гг. до н. э.) впервые значительно увеличила запасы золота Рима, поскольку были захвачены россыпные месторождения Гвадалквивира. Расширив свое владычество на остальную Испанию, римляне захватили реки Дору, Тежу и минеральные месторождения в Астурии. Приобретение македонских рудников в середине II века до н. э. принесло еще более значительные запасы золота, которые затем увеличились после завоевания Траяном Дакии (античное государство Европы, которое возникло в результате объединения гето-дакийских племён под властью Буребисты, сейчас территория современных Румынии, Молдавии, Украины и части Болгарии) в начале II века н. э.

Расширение европейских владений ознаменовало наступление современной эпохи, и оно сопровождалось значительным притоком золота. Уже в XVI веке португальцы извлекали прибыль из золота, добываемого в Западной Африке и Японии. Колонизация Бразилии имела еще большее значение, поскольку благодаря ей открылся источник золота, который в конце XVIII и XIX веках был самым большим в мире. Восточная экспансия московской державы имела схожую историю. Петр I сам поощрял поиски золота в долине древнего города Оксуса (около реки Амударьи). К середине XVIII века были открыты россыпные месторождения в Уральских горах. Эксплуатация россыпных месторождений Алтая еще дальше на восток позволила России вытеснить Бразилию и даже ненадолго стать мировым лидером по добыче золота.

Вторая часть тут.

^ Наверх