Золото – детям!

Поговорим о турецкой традиции дарить золотые монеты детям. Материал статьи K Озлема Алпа и Мельды Оздемир.

Одним из основных элементов турецких традиций, связанных с рождением ребенка, является обычай прикреплять золото к одежде новоиспеченной матери и ее малыша. Этот обычай широко распространен в сельской местности и в крупных мегаполисах. Его соблюдают представители высшего, среднего и низшего социально-экономических слоев, независимо от уровня образования. Считается, что эта практика очень древняя, уходящая корнями в язычество. Важным моментом таких обрядов является защита от вредных или опасных воздействий, которые могут присутствовать в окружающей среде (как природной, так и человеческой). Эти опасности могут восприниматься как сверхъестественные, требующие защиты, которая иногда принимает форму магических средств или ритуалов. Турецкая традиция прикрепления золота к одежде недавно родивших матерей и их новорожденным детям может быть истолкована в этом контексте как форма защиты от назар («сглаз»).

Сглаз — это мощная сила, упоминания о которой можно встретить во многих культурах. О сглазе можно услышать во многих частях Восточной Европы и Азии. Соответствующее слово имеется в нескольких языках, включая греческий, иранский и хинди. Он также упоминается в других языках, на которых говорят в Индии, и в арабском. Есть свидетельства того, что вера в сглаз существует уже более 5000 лет. Давно укоренившийся страх перед сглазом сохранился до сих пор. Вера в сглаз присутствует в исламском учении, основанном на стихе Корана: «И от зла завистника, когда он завидует».

В прибрежных районах Эгейского и Средиземного морей в Анатолии, где сильно развита культура с водным символизмом, ракушки также используются для отпугивания сглаза. Ракушки считаются символом женского начала, ассоциируясь как с водой, так и с луной. По этой причине считается, что они особенно эффективны для защиты от сглаза во время родов. Устрицы и жемчуг являются частью этой женской символики. Они ассоциируются с плодородием, а также символизируют возрождение и удачу. В сочетании с золотом сила всех этих элементов значительно умножается в качестве средства защиты от сглаза в период родов.

Сглаз представляет собой большую опасность для беззащитных детей. Пристальный взгляд бездетной женщины или женщины, не имеющей ребенка мужского пола, независимо от того, вызван ли он ревностью или восхищением, может быть опасным. Рождение ребенка мужского пола укрепляет и усиливает брак родителей. Это событие повышает статус матери в семье и в обществе, а также является источником гордости и усиления мужского авторитета для отца. Соответственно, и свекровь, и мать женщины, недавно родившей сына, преподносят матери в подарок золотые монеты или браслеты. Эти подарки выражают поздравления матери с этим событием, обеспечивают ей защиту от сглаза и помогают пережить приятный период покоя после родов.

В округе Гелендост и городе Испарта близкие родственники прикрепляют золото к одежде или покрывалам новорожденных, и эта традиция непрерывно соблюдается с древних времен.

Первые сорок дней после родов считаются очень важными для матери и ребенка. В этот период особенно важны первые семь дней. Во многих районах, включая города Эрзинджан и Эрзурум, а также близлежащие районы, проводятся такие церемонии, как йедилеме (седьмой день), бесик дегене (праздник колыбели) и бесик торени (церемония колыбели). Для новорожденного готовятся подарки, которые преподносятся через семь дней после рождения. Ребенка укладывают в специально подготовленную колыбель, а также украшают постель матери. Если ребенок - мальчик, его одевают в голубые и желтые одежды, и те же цвета предпочитают использовать для украшения колыбели. Если ребенок - девочка, то предпочтение отдается розовому цвету. Приезжие родственники прикрепляют золотые монеты и защитные амулеты к одежде или покрывалу ребенка. Цвет лент, прикрепленных к монетам и защитным амулетам, определяется в зависимости от пола ребенка. В округе Зиле и его окрестностях новоиспеченную мать и ребенка также навещают через неделю после родов. Гости дарят различные подарки, в зависимости от степени близости их отношений. Самый обычный подарок - золотая монета, известная как «Махмудие», которая прикрепляется лентой к подушке в колыбели. Махмудие — это монета из чистого золота, выпущенная в период правления Махмуда I (1730-54), османского султана. Эти монеты давно вышли из обращения, но их продолжают дарить при подобных обстоятельствах.

В Анатолии одна из церемоний, во время которой к одежде младенца прикрепляется золотая монета — это кырклама (сороковой день). В течение сорока дней после рождения ребенка проводится несколько церемоний, защищающих от болезней. В их названиях присутствует слово «сорок», и к ним относятся собственно кырклама, кырк басмасы (перешагивание через сорок), кырк дёкмеси (обливание сорока дней), кырк дюшмеси (сбрасывание сорока дней), кырк учурмасы (преодоление сорокового дня). Считается, что эти обряды очищают ребенка и мать от любой грязи и оберегают их от болезней, смерти, злых душ и сглаза. Во время церемонии кирклама в воду кладут по сорок лесных орехов, бобов, колосьев ячменя и пшеницы, камешки и золотую монету. Читаются стихи из Корана, а затем мать и младенец купаются в воде. Это первое купание после родов для матери и младенца, и считается, что это первый шаг в переходе от статуса родов к нормальной жизни. После этой церемонии мать и ребенок не будут так сильно подвержены риску различных дурных влияний и другим опасностям.

Золотые монеты также прикрепляются к одежде ребенка во время церемонии, связанной с прорезыванием зубов, известной как диш хедиги (зубная пшеница), которая проводится (приблизительно) в первые шесть месяцев после рождения. Появление первого зуба у ребенка - повод для радости в семье. Церемония проводится через неделю после того, как у ребенка прорезался первый зуб. На церемонию приглашаются родственники и соседи. В большом котле варят пшеницу, известную как хедик или диш бугдайи. В него добавляют каштаны, миндаль и изюм. Эта каша предлагается всем гостям, которые приходят в семью. В центре комнаты расстилают большое полотно и кладут на него ребенка. На голову ребенка насыпают немного вареной и остывшей пшеницы. Вокруг ребенка кладут такие предметы, как расческа, ножницы, зеркало, ручка, золотая монета, Священный Коран и другие. Считается, что ребенок будет богатым, если выбрать золотую монету, портным, если - ножницы, парикмахером, если ребенка привлечет зеркало, или хафизом (тем, кто запомнил все стихи Корана), если выбрать Коран. Во время этой церемонии родственники и соседи дарят подарки ребенку и прикрепляют золотые монеты к его одежде.

Все чаще для защиты младенцев от сглаза используют алтын назарлык (амулеты из золота). Это, по-видимому, современная форма древней традиции, особенно в городских условиях, и есть несколько стилей амулетов, которые пользуются особой популярностью. Часто используются голубые бусины («мави бонкук» или «гёз бонкуклар»), оправленные в золото. Амулеты могут быть целиком из золота, и среди них популярны такие формы, как глаз, шаль или подкова. Для девушек популярны амулеты в виде туфелек. Популярностью пользуются также круглые золотые формы, на которых обычно изображается Бисмиллах (т. е. надпись с именем Бога) или стихи из Корана. Используются и другие геометрические фигуры с аналогичными надписями. Эти исламские надписи обычно написаны на арабском языке, и считается, что они обладают очень сильным защитным эффектом. Их воздействие значительно усиливается в сочетании с таким ярким, эффектным и ценным металлом, как золото. Еще одна очень популярная разновидность бусин с формой глаза - масалла. На них на арабском языке написано слово «масалла», означающее «какой красивый», «я ценю его/ее» и «пусть Бог защитит его/ее от "плохого взгляда"». В Анатолии это слово часто произносят в качестве защиты от сглаза, особенно когда видят что-то красивое.

Тип подарка, преподносимого новорожденному, зависит от степени родства с семьей. При первом посещении новорожденного, которое называется бебек гёрме (увидеть ребенка), необходимо выразить добрые пожелания («гёз айдын») и, как правило, преподнести подарок. Детская одежда и золото - самые популярные современные подарки для младенцев. Наиболее важные золотые монеты для подарков младенцам известны сегодня как «четвертак», «полтина», «целая» и «Республика». Все они из 22-каратного золота.

Наиболее ценной является монета «Республика», или «Кумхуриет», которая также известна как «целая монета» или «Монета Ататюрка», хотя на всех изображен портрет Ататюрка (основателя Турецкой Республики).

Использование золота в качестве назарлыка (защиты от сглаза) также является важной частью торжеств, связанных со свадьбой. Принято останавливать машину или лошадь, везущую невесту, и просить золото (или деньги). Прежде чем жених отведет невесту в брачную комнату, он либо прикрепит золотую монету к ее одежде, либо золотое ожерелье на ее шею. Затем он откроет ее головной убор и поцелует. Эта церемония называется юз гёрюмлюгю (видение лица). Прикрепление золотой монеты или банкноты к невесте в качестве подарка является распространенным обычаем. Во время анатолийских свадебных церемоний также принято, чтобы родственница невесты громко объявляла имена людей, которые сделали эти подарки невесте, а также их стоимость.

Прикрепление золотых монет имеет важное значение для церемонии кина гецеси (ночь хны), которая проводится за день до свадьбы. Эта церемония, которая практиковалась во многих районах Анатолии и была описана Дилейни, соблюдается до сих пор. Для этой ночи готовят хну. Ее кладут в большой поднос, который освещается свечами. Это единственный свет в комнате. Девушки, несущие поднос, украшенный свечами, входят в комнату, распевая песни. Хна считается райской землей и приносит удачу. Она приносит с собой аромат рая. После того как хна принесена, одна из девушек кладет в ладонь невесты золотую монету. Принятие денег означает, что невеста принимает жениха. Невеста погружает руку в смесь хны вместе с монетой на ладони. Затем ее руки оборачивают куском шерстяной ткани и накрывают большим полотном. На следующее утро руки разворачивают. Место, покрытое золотой монетой, остается естественного цвета, а остальная кожа на руках окрашивается в красноватый оттенок.

Причины преподнесения даров из золота в честь определенных обрядов, особенно в честь рождения ребенка, можно сформулировать следующим образом:

  1. Золото в качестве подарка новорожденному можно легко приобрести у многочисленных ювелиров в деревнях, городах и сельской местности. Его можно купить по определенной стоимости, и оно обязательно будет оценено по достоинству.
  2. Прикрепление золота к одежде подчеркивает причастность к радости и счастью от появления нового ребенка, поздравляя всю семью, которую это касается.
  3. Способность преодолевать тяготы в трудные времена - очень чувствительный вопрос в турецком обществе, и солидарность в таких обстоятельствах часто выражается косвенно. Турки хотят поддержать других людей, которые по какой-либо причине могут оказаться в беде. Очень важно оказывать помощь в преодолении финансовых трудностей, связанных с появлением новорожденного ребенка. Золото имеет установленную финансовую ценность, которая может иметь практическое значение для семьи.
  4. Блестящее золото является мощным средством защиты от сглаза. Само по себе или в сочетании с другими средствами от сглаза, оно является явным выражением доброй воли гостя по отношению к новому ребенку.
  5. В Турции подарки формируют взаимные обязательства. Невестки (которые, следовательно, являются кандидатами на то, чтобы стать матерями), свекрови и те, у кого есть дети брачного возраста, знают, что подарок новорожденному будет отплачен в нужное время и посредством соответствующей церемонии. Золото имеет признанную и установленную ценность, поэтому взаимность в этом вопросе обеспечена.
^ Наверх