О реальной и символической ценности золота. Часть третья

Материал статьи О. Бетца. Часть первая тут, а вторая – здесь.

Мечты алхимиков о трансмутации

Все мы с детства знаем сказку Братьев Гримм «Хламушка». В этой сказке рассказывается история бедной дочери мельника. Ей предстоит решить неразрешимую задачу - из соломы нужно сплести золото. Вдруг появляется гном, предлагающий помощь, но за помощь ей приходится пообещать ему, что она отдаст ему своего первенца. Только ценой огромных усилий она освобождается от этого бремени, узнав тайное имя крошечного человечка. В основе этой сказки лежит очень давняя мечта человечества - мечта получить чистое золото из гораздо менее ценных материалов. На протяжении сотен лет люди хотели превратить в золото такой никчемный материал, как солома.

К сюжету о спрятанном золотом сокровище, которое можно найти только с помощью палочки или с помощью животных, язык которых нужно было выучить, добавляется алхимическая трансмутация.

В некоторых сказках эльфы и другие неземные существа преподносят человеку в подарок или для развлечения незначительные презенты - кусочки угля, земли, соломы или даже навоза. Человек, который принимает эти подарки и приносит их домой, с удивлением обнаруживает, что они состоят из золота. В других сказках герою предстоит найти волшебное зелье долгой жизни. В китайской сказке «Благосклонный маг» ученик мага должен внимательно смотреть на золотое пламя печи, разожженной травами. Он не должен бояться сверхъестественных явлений и не произносить ни слова, но в последний момент не выдерживает и теряет шанс стать бессмертным.

За этим сюжетом скрывается извечное желание алхимиков научиться искусству создания золота, часто обоснованное наблюдениями, сделанными во время металлургических процессов. Алхимики предполагали, что самые разные вещества, встречающиеся на земле, состоят из «первоэлемента», «первоматерии», которая также считалась веществом, использованным для сотворения мира. Алхимики пытались путем многократного нагревания и смешивания различных веществ получить золото. В этом контексте они обнаруживали самые разные продукты, но не золото. Йохан Кунке изготовил таким образом рубиновое стекло, Иоганн Фридрих Боттгер открыл способ изготовления фарфора, Леонхард Турнейзер понял некоторые основные правила гигиены и поэтому мог дать несколько советов по борьбе с болезнями.

Однако есть основания предполагать, что за весьма меркантильным стремлением добыть золото из гораздо менее ценных материалов скрывалось нечто иное, а именно желание трансформировать себя, обрести некое эзотерическое знание. Мотив этого был кратко выражен во фразе алхимиков «aurum nostrum non est aurum vulgi», то есть «наше золото - не золото толпы». Производство «благородного золота» было мерилом высокой человеческой нравственности и интеллектуального достоинства. Золото в этом случае является «философской субстанцией», «камнем мудрых» и совсем не сравнимо с другими материалами - оно обозначает другой тип существования; другое и гораздо более ценное сущее будет образовано в лаборатории алхимика.

В древней мифологии символическим руководителем человека в поисках «трансцендентного золота» был бог Гермес или Меркурий. Как правило, он сопровождал душу в ее путешествии из подземных бессознательных глубин к сияющим высотам духа. "Философский камень" — это новый способ существования, который, обретя, невозможно потерять.

Считалось, что ртуть, обладающая высокой подвижностью, является материализацией духа Меркурия. Золото — это материализация света солнца, Бога. Золото и ртуть имеют высокое сродство, быстро образуя амальгамы. Духовная трансмутация, к которой стремились алхимики, заключалась в соединении материи с духом, своего рода «quadratura circuli» (квадратура круга), создавая таким образом человека, имеющего сходство с Богом.

Во времена средневековых трубадуров Бургграф фон Ритенбург писал:

«Так я стал подобен золоту, испытанному в огне».

Эта идея постоянно встречается в истории мысли, показывая, как идея трансмутации в чистое и испытанное золото является знаменитым сюжетом и символом. У немецкого писателя Рингвальда (1686) говорится следующее:

«Бог будет испытывать вас,

Если сможешь, как чистое золото,

Выдержать огонь».

Неоднозначность золота и удачи

Историю человечества можно описать и как историю золота. Поиск счастья часто связывают с поиском золота. К сожалению, находка золота не всегда приносила счастье. Непостоянство удачи напрямую отражается в неоднозначном характере золота. Золото может нести в себе не только счастье, но и горе. Получив от богов дар превращать в золото все, к чему он прикасается, фригийский царь Мидас вскоре понял, что вся его еда превратится в золото и он умрет от голода. Только купание в ликийской реке Пактолус избавило его от этого изначально столь желанного дара.

Золото часто используется в народной медицине благодаря своим целебным свойствам. Оно считалось тонизирующим средством, а в качестве амулета – безотказной защитой от колдовства и магии. Носитель золотого кольца на шее был надежно защищен от сглаза.

Хильдегарда фон Бинген (1098-1179) тоже ввела золото в свой медицинский арсенал. Она пишет: «Золото теплое, в нем есть что-то от солнца, но также и от свойств воздуха. Человек, страдающий подагрой, должен кипятить золото так долго, чтобы к нему не пристало ничего нечистого. Затем он должен растолочь золото, взять полруки муки, замесить муку с водой и добавить золото весом, соответствующим оболу. Если съесть эту смесь рано утром, а также на следующий день, то подагра будет покорена на целый год. Золото останется в желудке на два месяца, не принесет вреда, очистит и согреет желудок в случае, если он остынет».

Это еще раз доказывает, что золото должно было обладать удивительными свойствами. С одной стороны, существует потрясающая жажда золота, борьба за его получение, власть, основанная на золоте - «золото и деньги правят миром», с другой - золото является символом света и солнца, счастливой и полной жизни, и оно пребывает в потустороннем небесном мире. В последнем случае неслучайно средневековые иконы написаны на золотом фоне, который символизирует их небесную символику. Древние греки помещали золотую монету на язык своих покойников, чтобы дать умершему что-то ценное для платы Харону за перевозку на его пароме - золото считалось платой за вход в «иной мир».

В своем алхимическом лексиконе магистр Руланд пишет (1612): «Неблагородное золото мертво, но философское еще живо и будет питать меня в будущем».

Материальное золото было скрыто в виде золотой руды в течение миллионов лет в недрах земли, пока руда не была добыта, промыта, обработана, а добытое золото отлито в слитки. Теперь эти слитки снова спрятаны в сейфах и хранилищах банков и богатых частных лиц и тщательно охраняются.

Метафорическое золото, напротив, вездесуще. Мы говорим о золотом сечении, о золотом правиле нравственности, историки рассказывают о Золотой Орде и Золотой Быке. На фруктовом рынке нас привлекают золотые яблоки, а вечернее солнце заставляет горизонт сиять золотом. Еще у древних римлян была пословица: «aurora habet aurum in ore» (лат. "у рассвета золото во рту"; вариация на тему "кто рано встает, тому Бог подает").

Гёте в одной сказке обобщил в прекрасном коротком диалоге между золотым королем и змеей высокую, но в то же время очень низкую ценность золота:

«Откуда ты взялась?» - спросил царь.

«Из пещер, где обитает золото», - ответила змея.

«Что есть более великолепное, чем золото?» - спросил царь.

«Свет», - ответила змея.

«Что может быть более освежающим, чем свет?» - спросил он.

«Разговор», - ответила она.

^ Наверх