Новая золотая лихорадка – The Financial Times

Уоррен Баффет всегда высмеивал любителей желтого металла. Золото выкапывают из земли в Африке или где-нибудь еще, чтобы затем спрятать под землю и готовиться к худшему. Так легендарный инвестор рассуждал до недавнего времени. В этом году «мудрец из Омахи» стал активным участником недавней золотой лихорадки, наряду с крупнейшим хедж-фондом мира «Bridgewater Associates». Это помогло увеличить курс драгметалла до рекордного максимума этим летом.

Во втором квартале хедж-фонд Баффета приобрел акции второго крупнейшего золотодобывающего предприятия в мире «Barrick Gold» на сумму 565 млн долларов. Котировки акций компании выросли на 37% с начала апреля. Кроме того, за тот же период «Bridgewater» инвестировал в золотые биржевые фонды, которые позволяют инвесторам покупать физическое золото как акции. Стоимость вложений – 316 млн долларов.

Интерес западных инвесторов к драгметаллу привел к росту цен на золото с минимума в 1160 долларов летом 2018 года до рекордного максимума – 2073 долларов в августе текущего года. Драгметалл стал за это время одним из самых прибыльных финансовых активов на планете. В этом году экономические последствия пандемии и отрицательная доходность облигаций обусловили рост капитала золотых биржевых фондов на 60 млрд долларов. Это вполовину больше, чем в 2009 году, в разгар финансового кризиса.

Пандемия убедила инвесторов в том, что золото должно стать частью их портфелей. Желтый металл послужит как инструмент хеджирования от волатильности фондовых рынков, минимальных уровней процентных ставок и падения объемов производства. По словам Дэвида Тэйта, исполнительного директора Всемирного золотого совета, крупные инвесторы покупают желтый металл для защиты от дефляции, которая может появиться в результате замедления экономического роста и увеличения уровня инфляции, ведь власти продолжают закачивать ликвидность в экономику.

Курс золота вырос на 22% к началу августа после резкого падения в марте. Тэйт считает, что ситуация в марте «заставила людей, которые считали золото активом на случай «конца света», посмотреть на него в более широкой перспективе».

Однако спрос в главных странах-потребителях желтого металла, Индии и Китае, оказался не на высоте в этом году. Люди продают золотые сбережения или занимают средства под обеспечение драгметалла, когда его курс вырастает до рекордного максимума в местных валютах. В Китае желтый металл продавался по цене на 53 доллара ниже среднемирового значения из-за ослабления отечественного спроса и ограничений на его экспорт.

Розничный спрос – ключевой показатель состояния товарного актива для институциональных инвесторов. Различие котировок может ударить по ралли золота, если спрос западных покупателей ослабнет. Подобная ситуация наблюдалась после финансового кризиса. В сентябре 2011 года курс золота упал с максимума в 1920 долларов за унцию до почти 1200 долларов двумя годами позже. На долю золотых биржевых фондов приходится 35% мирового спроса на золото, а десять лет назад этот показатель составлял всего 8%. Однако уже сейчас приток паев замедлился. В сентябре крупнейший биржевой фонд в мире, «SPDR Gold Shares», впервые за восемь месяцев сообщил о нетто-продажах паев.

Резкое прекращение ралли золота нанесет ущерб крупнейшим мировым инвесторам и сузит круг успешных активов на мировых фондовых рынков, если не считать акции высокотехнологичных компаний. Розничные инвесторы окажутся в убытке на фоне нестабильного рынка труда из-за пандемии и низких процентных ставок для депозитов. Цены на золото упали на 9% с максимумов августа, в то время как акции золотодобывающих компаний просели на 13%.

Эдриан Эш, глава отдела исследований в «BullionVault», заявил: «Один из рисков состоит в том, что азиатские покупатели не вернутся на рынок, тем самым не оправдают надежды розничных инвесторов, которые купили паи золотых биржевых фондов и надеялись на рост курса. Учитывая низкий объем спроса в главных странах-потребителях, остается под вопросом, каким будет ценовое дно».

Снижение потребительского спроса

«Popley Eternal» - гипермаркет ювелирных изделий в оживленном районе финансовой столицы Индии – Мумбаи. Компания существует около 100 лет, обслуживая клиентов, которые приобретают золотые ожерелья и серьги в преддверии свадеб и фестивалей. Минимальная цена изделия – 50 тыс. рупий (680 долларов США).

Гипермаркет возобновил работу после карантина в июне, но до сих пор количество клиентов не вернулось до уровня, предшествовавшего пандемии. Трехмесячный карантин остановил практически всю экономическую деятельность. Сурадж Поплай, владелец гипермаркета, говорит, что компания сократила штат сотрудников примерно на четверть, до 20 человек. Объем продаж настолько низкий, что реализация любого товара считается счастьем.

Индийцы пострадали от экономических последствий пандемии, поэтому продают фамильные драгоценности или отдают их в залог, чтобы воспользоваться высоким мировым курсом. «Люди избавляются от золота, если им нужны наличные, ликвидность», – заявил Поплай.

На долю Индии и Китая приходится более половины покупок драгметалла в мире. По данным Всемирного золотого совета, спрос в этих странах упал за первые шесть месяцев чуть более, чем наполовину. В августе спрос в Индии начал расти. В стране желтый металл играет исключительно важную роль в семейных и религиозных праздниках. По данным «UBS», в домохозяйствах и храмах Индии хранится 25 тыс. тонн золота.

Большинство индийцев предпочитает увеличивать сбережения в золоте, а не покупать паи биржевых фондов и т.п. Золотые украшения – статусные предметы, их можно завещать детям и закладывать в случае необходимости.

Терренс Люсьен, глава паевого фонда «PhonePe», сказал следующее: «Индийцы любят золото. По традиции они приобретают много ювелирных украшений».

Спрос на ювелирные изделия упал в этом году из-за карантина, который привел к закрытию розничных магазинов. В стране теперь большие экономические и здравоохранительные проблемы из-за пандемии: около 6 млн случаев заболеваний коронавирусом и более 92 тыс. человек погибло.

Сезон свадеб отложили, поскольку ежедневное количество новых случаев заболеваний превысило 80 тысяч. ВВП сократился на 24% с апреля по июль, что уменьшило спрос на предметы роскоши.

Шехар Бхандари, глава отдела драгметаллов в банке «Kotak Mahindra», прогнозирует рост спроса, когда пандемия закончится: «Свадьбы отложили? Да. Уменьшится ли по этой причине количество браков в долгосрочной перспективе? Нет».

Ценовое давление

Пандемия сделала очевидным понижательный долгосрочный тренд спроса на физическое золото в стране с населением 1,4 млрд человек. Повышение финансовой грамотности и доступ к таким продуктам, как паевые инвестиционные фонды, уменьшили популярность драгметалла как инструмента диверсификации. По данным «UBS», потребительский спрос в 2010-2015 гг. уменьшился с 900 до 700 тонн в среднем за год.

На это также повлияли правительственные программы последних лет, которые были направлены на повышение популярности более продуктивных финансовых активов, таких как облигации, обеспеченные золотом.

Китай тоже пострадал от уменьшения покупок ювелирных изделий из-за карантина и высоких цен на драгметалл. По данным Всемирного золотого совета, в первом полугодии спрос в Поднебесной достиг самого низкого уровня с 2007 года – 152,2 тонны.

Социальные и экономические последствия пандемии ускорят падение спроса на физическое золото в Китае и Индии, что существенно снизит количество покупателей в мире.

В этом году из Азии транспортировались слитки в хранилища Нью-Йорка и Лондона через аффинажные заводы Швейцарии. Это произошло для поддержки спроса на золотые биржевые фонды. Если спрос на Западе уменьшится, то рынку несдобровать – цена на драгметалл снизится. Об этом предупреждает Джереми Ист, бывший банкир из «Standard Chartered»: «В этом году золото не поставляется в Китай, практически не импортирует его Индия. Следовательно, западным биржевым фондам следует продолжать покупать золото, особенно если к концу года в главных странах-потребителях не начнут это делать… Желтому металлу куда-то нужно поступать. На рынок должны приходить деньги для потребления этого золота».

Преодоление разрыва

Технологические компании в Индии стремятся преодолеть разрыв между физическим и инвестиционным спросом посредством запуска приложений для смартфонов с целью торговли цифровым золотом. Ассортимент услуг позволяет потребителям покупать и хранить металл виртуально, а потом обналичить его в форме золотых монет и слитков.

Корпорация «Amazon» в августе запустила платформу для торговли цифровым золотом, похожую на «PhonePe» (собственник - «Mr Lucien») и «Paytm» (собственники – «Google» и «Alibaba»)

Варун Шридхар, исполнительный директор компании «Paytm Money», заявил, что подобные продукты должны поддержать спрос на физическое золото в Индии, поскольку популярность виртуальных инвестиций, наподобие паев биржевых фондов, остается ограниченной. «Paytm» позволяет клиентам покупать золото, начиная с вложения в 1 рупию. Далее эксперт заявил следующее: «Желтый металл вызывает массу эмоций и чувств. Нельзя получить удовольствия от владения паем того или иного фонда. Я считаю, что в ближайшие несколько десятилетий золото будет по-прежнему занимать важное место в повседневной жизни индийцев».

Спрос на цифровое золото растет, но остается невысоким. В «Paytm» говорят, что клиенты, «которые считают покупку золота средством накопления сбережений», вкладывают около 3120-5200 рупий (43-60 долларов) на их платформе.

По мнению Поплая, молодежь предпочитает приобретать бриллианты, поэтому спад спроса на золото продолжится и в следующем году: «Сейчас люди не покупают большое количество украшений. Они заняли выжидательную позицию».

Потребители в Китае также используют новые способы приобретения драгметалла. В августе, например, появились два новых золотых биржевых фонда. Однако объем этого рынка в Китае составляет всего 3% по сравнению с США.

Китайцы предпочитают покупать золотые слитки, чтобы хранить их дома. Об этом заявил Сяо Фу, аналитик из банка «Bank of China International»: «Люди в Китае до сих пор используют традиционные формы золота, такие как ювелирные изделия, слитки и монеты. Однако нельзя получить такой же большой доход от золота по сравнению с фондовыми активами Китая. Кроме того, молодежь покупает акции и биткойны».

Тэйт полагает, что новые финансовые продукты, обеспеченные золотом, станут более популярными в Китае и Индии, что приблизит эти страны к Западу. Благодаря этому тренду рынок золота в Азии станет больше похожим на рынки Европы и США. По мнению Тэйта, вскоре все части мирового рынка золота оптимизируются, а институциональные и розничные инвесторы Запада и Востока выйдут в онлайн в течение следующих нескольких лет.

Сейчас инвесторы в золото осваиваются в реалиях второй волны пандемии, которая обрушилась на Европу, и уже оказывает влияние на мировую экономику. В таких условиях многие инвесторы покупают больше долларов, чем золота.

По словам Дэвида Говетта, опытного трейдера драгметаллов, покупатели золота скучают. Однако желтый металл еще сумеет удивить их с учетом предстоящих президентских выборов в США и пандемии: «Рост случаев заболеваний коронавирусом вызывает панику у властей, а мировая экономика опять страдает. В общем, созданы идеальные условия для ралли золота. Сейчас слишком много очагов нестабильности в мире, чтобы отказываться от «тихой гавани», которую предоставляет драгметалл».

^ Наверх