Монеты – это свидетели истории. Часть вторая

Материал Ришарда Кирсновского. Часть первая тут.

Монеты, будь они качественные или испорченные, отчеканенные из золота или меди, большие или маленькие, несут на себе отличительные символы, запечатленные как минимум на одной, а то и на обеих сторонах. Эти символы - одна из неотъемлемых характеристик монет, без которой невозможно их существование. Запечатление отличительного символа на монетном диске вдыхало в него новую жизнь и превращало драгоценный, но все еще неодушевленный металл в деньги, наделенные особыми ценностями, не все из которых были чисто экономическими.

Символ на монете, независимо от места его происхождения, определял статус металла в определенных политических, социальных и экономических условиях. Такой символ придавал монете юридическую силу, ставя драгметалл в один ряд с явлениями, которые связаны с функционированием высших социальных институтов, прежде всего государства. В принципе, деньги возникают благодаря существованию государства, которое является непременным авторитетом, делающим первые общепризнанным средством обмена на определенной территории. Гарантируя ценность денег, государство в то же время имеет в своем распоряжении средства принуждения в случае необходимости обеспечить признание отчеканенного металла в качестве средств обмена. Кроме того, деньги — это одно из физических проявлений существования и функционирования государства, будь то одного из греческих городов-государств, великих царств восточной античности или тех государств, которые возникли в конце Средневековья в Европе или в других странах.

Символы, отчеканенные на монете, должны были представлять государство или нацию. Изначально такие символы отсылали к богам или государям, а затем появлялись в более абстрактном обличье, как, например, символ религии или власти, а впоследствии становились общепринятыми, будучи династической эмблемой или, позднее, гербовым знаков государства. Голова Зевса, Аполлона или Геракла первоначально символизировала города-государства, покровителями которых были эти боги, часто принимавшие активное участие в жизни своих подопечных. Афина, которая с середины VI века появлялась на монетах, отчеканенных в городе, носившем ее имя, была увенчана лаврами триумфатора после победы при Марафоне. Некоторые боги так прочно ассоциировались с правителями, что становились его представителем. Однако только Александр Македонский у греков и Юлий Цезарь в Риме - по мнению их современников, а возможно, и их самих - перешли границу, отделяющую смертных от бессмертных: они первыми осмелились поместить собственное изображение на монету. На протяжении 20-ти веков государи представали перед массой своих подданных в блеске своего величия, распоряжаясь своей властью в соответствии с нормами и настроениями того времени. Они делали это либо через свой портрет, либо через знаки отличия своего владычества и великолепие одежды и доспехов, либо с помощью эмблем и надписей, чтобы закрепить веру в вечном характере своего правления, небесном происхождении и нахождении на троне по милости Божьей. Образ государя, таким образом, заменял образ божества, а также в большей или меньшей степени отождествлялся со страной, государством и общественным строем.

Монументальные портреты римских императоров транслировали идею того, что владычество Рима простирается от Британии до Африки, от Испании до Месопотамии. Монеты проникали даже за пределы империи, вплоть до Индии и Балтийского побережья, служа наглядным доказательством могущества, организованности и непогрешимой стабильности империи. "Чей образ и чье имя написаны на этой монете?" - спросил Христос фарисеев, показавших ему монету. "Образ и имя Кесаря", - ответили ему. Иисус сказал им в ответ: "отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу". Этих нескольких слов достаточно для целой серии трактатов о функции римского денария как интегрирующего фактора в политическом менталитете разных народов и культур.

Императоры, кроме того, любили освещать свои великие дела и доблести. Египет завоеван! Иудея завоевана! Дакия захвачена! Таковы надписи появлялись на римских денариях по мере расширения империи. Эти слова сопровождались изображениями или символами: египетским крокодилом, еврейским подсвечником или дакийским пленником, - каждый из которых по-своему характеризовал эти успехи. В других случаях символы на монетах представляли собой аллегории добродетелей и идеалов, таких как великодушие, счастье, вечность или мир, очевидно, имея в виду вечность империи или символ мирового господства Римской империи.

Брут тоже наглядно показал свои планы и успехи в форме монеты, возможно, желая увековечить их: на его денарии изображен фригийский колпак между двумя нарисованными кинжалами, а также надпись: "Мартовские иды" (В мартовские иды (15 марта) 44 года до н. э. заговорщиками был убит Гай Юлий Цезарь. Согласно Плутарху, предсказатель предупредил Цезаря за несколько дней, что в этот день ему надо опасаться смерти). Перед нами обобщение в миниатюре одного из важнейших событий истории.

В византийской культуре роль рупора и транслятора политических и религиозных идей выпала на долю золотых монет, украшенных изображениями Христа, святых и государей. На протяжении 6 столетий солид, имеющий одну и ту же форму и практически идентичный сплав, называемый по-гречески номисма, был символом великолепия и незыблемости Восточной Римской империи, которая должна была существовать вечно. В течение этого долгого периода цари и их династии сменяли друг друга в результате природных или трагических событий, а границы империи претерпевали изменения, но золотая номисма всегда весила около 4,5 грамма и была украшена изображениями Христа и императора, каждый из которых - казалось - был так же вечен, как и другой.

Карл Великий возобновил проверенные историей традиции античности, отчеканив свои императорские денарии по образцу монет римских императоров. Фридрих II сделал это в еще более выразительной манере, подчеркнув тем самым свои политические амбиции. Его монеты, отчеканенные на Сицилии и носившие помпезный титул "Augustales", повторяли черты римских ауреусов, в частности, лавровый бюст государя и орла с распростертыми крыльями. Позже, начиная с эпохи Возрождения, эти элементы вновь появляются либо для выражения реальных или просто иллюзорных амбиций правителей, которые появляются на монетах, облаченные в римские тоги и увенчанные лаврами, либо просто для украшения и как проявление всеобщего право на наследие античности.

На монетах также изображались другие эмблемы-символы государства или нации, что способствовало их распространению как среди местного населения, так и среди более или менее соседних народов. Драхмы с острова Родос в V и VI веках до н.э., как и золотые флорентийские монеты, отчеканенные семнадцатью веками позже, распространяли названия своих стран по всему миру в форме, которая была одновременно особенно красивой и простой: в виде розы или флер-де-лис (геральдическая лилия). Именно благодаря чеканке монет португальский щит, богемский лев, польский орел или три короны Швеции впервые стали эмблемами и символами суверенитета стран своего происхождения - символами, престиж которых со временем только возрастал.

Однако политический смысл этих символов – это лишь один из аспектов их значения, прежде всего в античности и средневековье. Второй аспект, религиозный, был настолько ярко выражен на первых этапах развития денег, что некоторые исследователи пришли к выводу, что их происхождение должно было быть религиозным. Однако эти два аспекта не являются несовместимыми, поскольку события в политическом и религиозном мире были неразрывно связаны между собой вплоть до конца Средневековья. Лишь отделение церкви от государства в современных государствах привело к постепенной секуляризации символов на деньгах. Как бы то ни было, религиозные мотивы, встречающиеся на монетах, придают дополнительную и более высокую значимость не только цене металла, но и престижу валюты с точки зрения социальной ценности, прочно укореняя ее в действующей на тот момент политической и религиозной системе. Не случайно первый римский монетный двор находился на Капитолии, рядом с храмом Юноны Монеты, к которой мы бессознательно обращаемся и сегодня, когда говорим о монетах и используем различные производные от этого названия.

Символы на монетах иллюстрируют греческую и римскую мифологию, элементы религий Древнего Востока, индуизма, иудаизма и ислама, а также многочисленные христианские обозначения: от креста, который появлялся на тысячах монет всех типов, до портретов Христа, Девы Марии и бесчисленного множества святых. Функции этих элементов, столь разных по своему происхождению, часто были похожими, а иногда даже полностью идентичными.

Продолжение следует…

^ Наверх