Две серебряные монеты, изменившие мир. Часть первая

Перевод фрагментов книги Линдси Шен «Серебро: природа и культура».

Для создания империи необходимы деньги. Конечно, одних денег недостаточно; для разжигания огня ведь тоже требуется нечто большее, чем хворост. Культура, идеология, знание, потребность в земле и ресурсах, – все это необходимые элементы. Однако деньги – это фундамент. Они создают военные корабли и снаряжают солдат, способствуют функционированию государственных учреждений, финансируют социальные реформы и архитектурные проекты, которые создают чувство принадлежности к общей культуре. Валюта объединяет страны и континенты благодаря торговым соглашениям. Изображения на монетах, находящихся в повседневном обращении, напоминают подданным об их правителях.

Серебряные монеты лежат у истоков возникновения и процветания самых успешных империй в истории. Владение и эксплуатация серебряных рудников было условием финансового благосостояния двух империй, влияние которых чувствуется до сих пор. Афинская империя V в. до н. э. подарила нам идею демократии и философию, которая вдохновляет писателей и мыслителей с тех пор. Спустя два тысячелетия Испанская империя поспособствовала развитию международной торговли между Американским континентом, Европой и Азией, а также дав нам прообраз мировой валюты.

Афинская сова

Можно ли найти более очаровательную монету, чем «Афинская сова»? На аверсе изображен красивый профиль Афины с миндалевидными глазами. Она – богиня-покровительница Афин. У богини мудрости и войны шлем украшен оливковыми листьями. Согласно мифу, за покровительство Афинам боролись Афина и Посейдон. Афина посадила оливковое дерево, а Посейдон сделал колодец с морской водой у Акрополя. Победителем признали богиню, которые сделала больший подарок для афинской земли, чем Посейдон. На монете богиня загадочно улыбается. На реверсе изображен ее талисман: маленькая сова с широко раскрытыми глазами в окружении оливковых листьев, полумесяца и первых трех греческих букв слов «Афина», «Афины». «Сова» – знаменитая монета древности; ее держали в своих руках Платон и Сократ. «Афинская сова» вылетала далеко за пределы своей родной Аттики, пользуясь популярностью в остальной части материковой Греции, островах Эгейского моря, юго-востока Средиземного моря, Палестины, Ближнего Востока и даже некоторых частей Индии. Ее копии чеканили в Египте. Сегодня «Афинскую сову» хотят заполучить коллекционеры и музеи. Эту монету фальсифицируют чаще всех других нумизматических продуктов древности. «Афинская Сова» сочетает в себе красоту и историю, рассказывая нам о величии Афин, в основе которого лежало серебро.

Афины могли и не стать колониальной державой, но у них было несколько уникальных преимуществ. Классическая греческая культура возникла в период великих преобразований в VIII-IX вв. до н. э., когда был создан греческий алфавит и образованы города-государства (полисы), каждый со своим божеством-покровителем, храмами и празднествами. Многие из этих полисов были относительно небольшими, занимая всего 50-100 квадратных километров, а у некоторых даже не было городского центра. Афины стали полисом, когда поселения Аттики согласились учредить общий государственный институт. Афинское государство размещалось на территории 2,6 тыс. километров, превышая вдвое размер своего торгового соперника, Коринфа. Только Спарта превосходила Афины по площади, контролируя территорию в 8,4 тыс. квадратных километров.

Однако пестрое нагромождение городов-государств не привело к созданию «греческого» политического единства, поскольку местные правители предпочли оставаться в локальных культурных границах. Полисы, даже находящиеся в небольшом расстоянии друг от друга, могли иметь совершенно разные правовые установления. Политическая история полисов – это история конфликтов, стычек и жестокого соперничества, например, между Афинами и Спартой. На небольшой территории сосуществовали различные политические и социальные системы: в Афинах к VI в. до н. э. была демократия; в Спарте сочеталась власть царей, старейшин и собраний, состоящих из всех спартанцев старше тридцати лет. Полисы не были объединены общей валютой, а крупные города-государства чеканили собственные монеты. Афины создавали серебряные монеты с середины VI в. до н. э., но привозя руду из других мест.

Лаврийские рудники

Эта ситуация резко изменилась примерно в 520 г. до н. э., поскольку были обнаружены богатые месторождения серебра в Лаврионе, южной Аттике. До афинян их разрабатывали еще в бронзовом веке. Холмистый ландшафт Лавриона выдает наличие богатств в недрах. Речь идет не только о серебре и свинце, но и о цинке, железе, меди и золоте. Местами склоны холмов полосчатые. Слои кальцита чередуются со сланцами. Гидротермальные потоки выводили богатые серебром минералы в области контакта между двумя основными типами горных пород.

В бронзовом веке добыча в Лаврионе велась открытым способом. Постепенно добытчики проследовали с поверхности на склон холма (добыча в штольне). До сих пор неясно, что именно послужило толчком к серебряной лихорадке, которая стала условием процветания афинского государства. К тому времени, когда афиняне открыли богатую ресурсами землю, поверхность уже была очищена от самых ценных металлов. Были выкопаны вертикальные штольни и открыты новые зоны соприкосновения, что привлекло инвестиции со стороны афинской элиты. Система полиса основывалась на рабстве, поэтому для поиска и добычи драгметаллов было мобилизовано большое количество рабов.

Рудники в Лаврионе принадлежали афинскому государству, но частные лица могли покупать право на добычу, как правило, на срок от трех до десяти, тем самым обеспечивая стабильный поток доходов для Афин. Очевидно, что такая система была связана с риском для предпринимателей, поскольку никто не мог дать никаких гарантий. Впрочем, многие сочли это предприятие стоящим, поскольку ландшафт Лавриона и сегодня весь испещрен свидетельствами добычи, шахтами, отвалами шлака и остатков перерабатывающих предприятий. Согласно сохранившимся записям от IV в. до н. э., различные сферы добычи серебра оказались потенциальными объектами инвестирования – от обнаружения, создания и управления шахтой, до переработки и аффинажа. Создание шахты не требовало больших капиталовложений; нужны были рабы или возможность нанимать рабочую силу. Гораздо больше капитала требовалось для инвестиций в переработку и аффинаж, например, наем квалифицированной рабочей силы, но эта сфера деятельности была менее рискованным предприятием. Неудивительно, что богатые афиняне занимались в основном именно переработкой и аффинажем. По сути, Лаврион представлял собой промышленный лагерь для рабов, условия в котором были суровыми. Порой на склонах холмов работали от 20 до 30 тыс. рабов, что соответствовало количеству свободного населения Афин. Большинство этих рабов были военнопленными. Рабство было весьма прибыльным побочным продуктом войн.

Немного позже историк Ксенофонт напишет, что крупнейший инвестор-арендатор в добывающей индустрии Лавриона владел тысячью рабов. Такое большое количество было необходимо ввиду необходимости тяжелого ручного труда; трем группам из шести человек могло потребоваться два года, чтобы выкопать яму глубиной в 100 метров. Они работали в очень стесненных условиях, используя примитивные инструменты: молотки, кирки и масляную лампу, которая горела в течение десятичасовой смены. Скальные поверхности разрушали путем поджигания – опасный метод, связанный с нагреванием породы и последующим обливанием ее жидкостью, чтобы поверхность раскололась. После первичной сортировки руды под землей ее отправляли на «обогащение» в наземные цеха. Как и шахты, эти мастерские были продуктом индивидуальных вложений. Здесь руда обрабатывалась вручную молотком, промывалась для удаления шлаков, прессовалась с использованием человеческих фекалий и сушилась. Потом можно было заниматься переплавкой для выделения серебра. Для этой деятельности требовалась квалифицированная рабочая сила.

Вполне вероятно, что Афины также получали доход от плавилен, возможно, в виде налога на аффинированное серебро. Следовательно, Лаврион состоял из двух городов: один – под землей, а другой – над землей, в обоих случаях условия были опасными и грязными. Воздух был едким. Повсюду распространялся запах тухлых яиц от серы из печей. Что еще хуже, побочным продуктом процесса отделения серебра от свинца был оксид свинца – белый порошок. Со временем в окружающую среду были выброшены миллионы тонн токсичной золы.

После добычи богатой серебряной руды около 520 г. до н. э., афинский монетный двор начал производство «Сов», тетрадрахм (четыре драхмы), которые заменили меньшую традиционную дидрахму (две драхмы), став основной денежной единицей. Этих «Сов» чеканили миллионами, но промышленные масштабы производства не были достигнуты посредством промышленности. Сотрудниками монетного двора, вероятно, были рабы, принадлежащие государству. Каждую «Сову» они отбивали вручную, помещая серебряную заготовку между гравировальной наковальней и молотком. В середине V века тетрадрахма стоила четырехдневного заработка квалифицированного рабочего. Впрочем, вряд ли раб мог позволить себе иметь «Сову» собственного производства.

Серебро из рудников Лавриона ускорило кардинальные изменения в отношениях Афин с остальными государствами Греции, в особенности с быстро расширяющейся Персидской империей на востоке.

Продолжение следует…

^ Наверх