Фрагмент из магистерской диссертации Робина Крета из Лейденского университета под названием «Золото: «варварский пережиток» или главнейший резервный актив?», посвященный соглашению центральных банков по золоту (т.н. Вашингтонское соглашение по золоту 1999 года).

К концу 1990-х гг. несколько стран уже продали часть своих золотых резервов, а другие государства были в процессе или объявили о соответствующих намерениях. Кроме того, царила неопределенность по поводу политики ведущих держав будущей еврозоны в отношении золота, а вашингтонские власти обсуждали вопрос о том, должен ли МВФ реализовать свое золото. На этом фоне повышенной неопределенности, а также в условиях нескоординированных и дестабилизирующих продаж желтого металла со стороны государств, 15 центральных банков стран Европы заключили первое «Соглашение центральных банков по золоту» в Вашингтоне 26 сентября 1999 года (далее – Соглашение), которое гласило:

«С целью разъяснения своих намерений в отношении золотых резервов, нижеподписавшиеся учреждения заявляют следующее:

1. Золото останется важным элементом мировых валютных резервов.

2. Нижеподписавшиеся учреждения не выйдут на рынок в качестве продавцов, за исключением уже запланированных продаж.

3. Запланированные продажи золота будут осуществлены посредством согласованной программы в течение следующих пять лет. Годовой объем продаж не должен превышать 400 тонн, а совокупный объем продаж за этот период должен оставаться в пределах 2000 тонн.

4. Подписавшие это соглашение стороны согласились не увеличивать объемы аренды золота и использования золотых фьючерсов и опционов в течение этого периода.

5. Это соглашение должно пересматриваться через каждые пять лет».

Данное соглашение, также известное как Вашингтонское соглашение по золоту, сразу же повлияло на курс золота, а именно увеличило его с 260 до 320 долларов.

Хотя США и Японии не подписали Соглашение, они заявили, что не намерены изменять свою «пассивную» политику по золоту. Япония тогда владела 765 тоннами золота (только 2,4% от общего объема резервов этой страны находится в золоте), поскольку она испытывала давление со стороны Министерства финансов США, выступающего против увеличения золотых резервов в условиях восстановления экономики после разрушений из-за Второй мировой войны.

Что касается монетарной роли золота, самым важным сигналом этого соглашения стало первое утверждение, признающее, что этот драгметалл останется важным элементом мировых валютных резервов. Хотя значение этого утверждения кажется ясным, формулировка является неопределенной с юридической точки зрения. Используя словосочетание «важный элемент» и слово «мировой», составители этого утверждения обошли необходимость обозначить более конкретную роль золота и предотвратить неоправданное повышение статуса золота, однако слово «мировой» предполагает международное признание определенного факта. Совет управляющих Европейского центрального банка использовал аналогичный подход в отношении перемещения иностранных резервных активов из национальных центральных банков в ЕЦБ в 1998 году. Без разъяснения причин, 15% объема перемещенных резервов должны были быть в форме золота, но оправдание именно такой доли золота или объяснение причин, почему золото должно быть частью капитала ЕЦБ отсутствовали. Возможная причина этой стратегии могла заключаться в том, что положительные комментарии по поводу золота могли подорвать доверие к бумажным валютам и отрицательно повлиять на валютную стабильность. Вторая причина состояла в том, что в качестве членов МВФ, странам необходимо сотрудничать с Фондом и другими членами, чтобы сделать специальные права заимствования основным резервным активом в международной валютной системе. Поэтому признание за золотом более конкретной валютной роли, безусловно, подорвало бы этот процесс и в значительной степени негативно повлияло бы на процесс поэтапного выведения золота из валютной системы. В общем, представители центральных банков редко высказывают свое мнение на тему золоту из-за их роли хранителей бумажной валюты. Перемещение золота в ЕЦБ со стороны членов еврозоны вместе с признанием того, что золото останется важным элементом мировых валютных резервов, свидетельствуют о том, что желтый металл функционирует в качестве главнейшего резервного актива и «безопасной гавани» для экономики. Тем не менее, двусмысленный правовой статус золота и формальная демонетизация добавляет налет неясности по этому поводу.

Наряду с соглашением центральных банков в 1999 году, МВФ объявил о приостановлении продажи части своих золотых резервов. Эти объявления привели к тому, что поведение 85% всех владельцев мировых золотых резервов уже перестало быть тайной. Годовой объем продаж на уровне 400 тонн также был признан благоприятным по сравнению с ранними крупными объемами продаж и аренды. По данным Всемирного золотого совета, это объявление стало серьезным сюрпризом для рынка, но впоследствии было признано, что таким образом был устранен главный элемент нестабильности благодаря установлению прозрачности на этом рынке. В течение пятилетнего срока действия первого Соглашения, Швейцария была крупнейшим продавцом золота с 1170 тоннами, на втором месте – Великобритания с 345 тоннами, Голландия – 235,2 тонны, Австрия и Португалия продали 124,8 и 90 тонн соответственно, в то время как Бундесбанк продал 35,2 тонны с целью чеканки памятных золотых монет.

8 марта 2004 года банки, подписавшие первое соглашение, объявили о втором соглашении. Новый пятилетний план включал увеличение квоты на 100 тонн в год, а это означало, что подписанты могли продавать в совокупности 2500 тонн в течение пятилетнего периода. За исключением изменения квот и отсутствия в списке стран Великобритании (которая решила больше не продавать желтый металл), никаких новых пунктов в соглашение внесено не было. Новые страны – Греция, Словения, Кипр и Мальта – также подписали соглашение после принятия у себя валюты евро. Крупнейшими продавцами в течение второго соглашения стали ЕЦБ, Франция, Голландия и Испания.

Самый интересный факт по второму соглашению, которое действовало с 27 сентября 2004 года по 26 сентября 2009 года, заключался в совокупном объеме зарегистрированных продаж. В то время как квота была увеличена с 2000 до 2500 тонн, но за этот пятилетний период было продано только 1884 тонны. Начиная с 2007 года, объем проданного золота был существенно ниже годовой квоты в 500 тонн. В результате второго соглашения объем продаж золота центральными банками уменьшился, а именно на 116 тонн, по сравнению с периодом первого соглашения.

7 августа 2009 года ЕЦБ объявил о подписании третьего соглашения центральных банков по золоту. Как и в предыдущих двух соглашениях, утверждение о том, что золото останется важным элементом мировых монетарных резервов, - сохранилось. Однако объем продаж снизился до 400 тонн годовых продаж, и в совокупности - до 2 тыс. тонн на протяжении следующих пяти лет. Второе изменение касалось включения МВФ, которое объявило о продаже 403,3 тонны золота с целью «финансирования новой модели доходов Фонда» и в качестве средства увеличения ресурсов Фонда для кредитования стран с низким уровнем доходов. Немногим более 400 тонн – это около 12% совокупных золотых резервов МВФ. Из проданного объема, 200 тонн были куплены Резервным банком Индии. Шри-Ланка и Бангладеш купили по десять тонн, в то время как центральный банк Мавритании приобрел две тонны. Помимо продаж МВФ, в течение действия третьего соглашения, которое длилось с 27 сентября 2009 года и до 26 сентября 2014 года, золото практически не продавалось. Только Германия продала 23,6 тонны для чеканки специальных памятных золотых монет.

19 мая 2014 года ЕЦБ объявил о подписании четвертого соглашения. В тексте этого соглашения было обозначено следующее: «Подписавшие стороны отмечают, что в настоящее время у них нет планов относительно продажи крупных объемов золота». Данная формулировка допускает возможность для маневра со стороны центральных банков, но при этом стало ясно, что никаких «уже запланированных продаж» не предвидится, а значит, никаких намерений продавать золото в течение следующих пяти лет у центральных банков нет. После заключения соглашения, банки, его подписавшие, прекратили продавать золото, чему также способствовал мировой финансовый кризис и последующий европейский кризис суверенного долга.

Стоит отметить, что даже после указанных продаж, в хранилищах центральных банков остались огромные объемы желтого металла.

Итак, в 1990-е гг. хранение золота, актива, не приносящего процентный доход, и уменьшающегося в цене, стало дорогостоящим делом. Большие запасы золота увеличили спрэд между стоимостью обязательств и рентабельностью активов, что снизило прибыльность центральных банков. Поэтому банки стали потихоньку продавать золото, приобретая вместо последнего активы с процентным доходом, благодаря которым государство могло извлечь выгоду посредством высоких дивидендов. Многие центральные банки оправдывали свое поведение необходимостью диверсификации своих портфелей.

В дополнение к этим денежно-кредитным и финансовым аргументам, геополитические обоснования по поводу владения золотом также потеряли свою силу с окончанием «холодной войны». Крах советского коммунизма и последующий рост стран с развивающейся экономикой, привели к возникновению новой эры стабильности и процветания. Стабильная мировая экономика, поддержанная благодаря широкому спектру технологических и финансовых инноваций, уменьшила привлекательность и стратегические преимущества золота. В этих условиях, основания для продажи золота перевешивали основания для хранения драгметалла, который некоторое время рассматривался многими в качестве «варварского конфликта». Впрочем, как показывает «Вашингтонское соглашение по золоту» европейские страны перестали впоследствии продавать золото, а Россия и Китай, а также другие развивающиеся страны продолжают накапливать его, что указывает на важную роль, которую желтый металл играет в составе мировой валютной системы.

Чтобы объяснить изменение поведения центральных банков в отношении золота, которое произошло в результате мирового финансового кризиса, крайне важно проанализировать, как финансовый кризис повлиял на мировую валютную систему. Благодаря анализу валютных аспектов мирового финансового кризиса и отношения к последнему со стороны центральных банков, можно понять причины роста популярности золота. Так же можно объяснить, почему центральные банки Китая и России становятся значительными покупателями золота с 2008 года и почему США остаются крупнейшими держателями золота на сегодня.

^ Наверх