Статья Деборы Шорш из Метрополитен-музея (Нью-Йорк).

Египет – это страна, богатая залежами золота, поэтому в Античности добытчики этого металла, используя традиционные методы, тщательно извлекали из недр данный экономически важный ресурс. Кроме месторождений в Восточной пустыне, Египет имел доступ к богатствам Нубии, о чем говорит само древнее название этой страны на египетском языке, nbw, что означает «золото». Иероглиф для золота – символически изображает широкий кусок ткани – появляется вместе с возникновением письма при I-ой династии, но самые ранние сохранившиеся золотые артефакты датируются эпохой до изобретения письма, то есть, IV-м тысячелетием до н. э. В основном речь идет о четках и других маленьких предметах, используемых для личных украшений. На протяжении всей долгой истории Египта создавались золотые ювелирные предметы для личного использования, храмов или погребальных ритуалов.

Золото, которое использовалось египтянами, обычно содержало в себе частицы серебра, иногда в больших количествах. По всей видимости, в течение большей части истории Египта, пробу золота не увеличивали. Поэтому цвет металла зависел от сплава: градации оттенков варьируются от ярко-желтого, который можно увидеть на сосуде, датируемым Третьим переходным периодом…

… и вплоть до бледно-серовато-желтого на подвеске, принадлежащей эпохе Среднего царства.

Эти оттенки были результатом присутствия большего или меньшего количества серебра в естественном сплаве. Например, подвеска состоит из двух металлов в почти равных пропорциях, следовательно, это электрум, природный сплав золота, содержащий в себе более 20% серебра, - который был описан древнеримским писателем, натуралистом, философом и историком Плинием Старшим в его «Естественной истории». Кольцо, датированное Амарнским периодом, с изображением Шу и Тефнута, представляет собой уникальный предмет, поскольку египетский ювелир добавил значительное количество меди к натуральному сплаву золота и серебра, чтобы достичь красноватого оттенка.

Большая часть египетских золотых артефактов были утеряны в результате раскопок и грабежа (а значит, дальнейшей переплавки), начиная с Античности. В целом, нужно сказать, что сохранилось относительно небольшое количество предметов из золота, принадлежащих периодам Ранней Династии и Древнего Царства. В коллекции Метрополитэн-музея они представлены небольшим браслетом из гробницы Хасехемуи, последнего правителя II-ой Династии.

Он был сделан из широкой полосы отбитого золотого листа. Маленькие каменные сосуды были запечатаны отбитыми листами желтого металла, а их поверхность отделана таким образом, чтобы она напоминала звериную шкуру.

Гибкость – это физическое свойство, общее многим металлам и более всего присуще золоту. Благодаря этой особенности, желтый металл можно отбить и получить тонкие листы, поэтому именно в этой форме сохранилось большинство золотых артефактов из Древнего Египта: твердые, литые золотые предметы являются маленькими по размеру и встречаются относительно редко, например, как амулет в форме головы овна, датированный Кушитским периодом.

Золотая фольга толщиной в один микрон создавалась уже в древние времена, а более толстые пленки или листы наносились механически или благодаря клею для того, чтобы придать золотой блеск поверхности разных предметов, включая древесину для воротника Хапиянхтифи…

… датируемого XII-й династией, а также бронзового амулета со скарабеем из базальта…

… датированного Новым Царством. На широком воротнике фольгу наносили на слой гессо (гипс с клейкой смолой) поверх ткани; на скарабее, слой фольги несколько толще зажимался между бронзовой основой и каменным скарабеем. Золотые инкрустации также использовались для улучшения качества работ из других металлов, в особенности, бронзовых статуэток.

В периоды Птолемеев и римского завоевания, позолоченные стеклянные ювелирные изделия были очень популярны в Египте.

На Ближнем Востоке была разработана техника нанесения позолоты на серебро, скорее всего, в Иране. Доподлинно неизвестно, как ее использовали в Египте в конце I-го тысячелетия до н. э. В течение Римского периода, ртутное золочение, - техника, пришедшая из Восточной Азии, - стала наиболее распространенным методом нанесения позолоты на серебро или медные субстраты. Ее использовали в Средиземноморском регионе вплоть до раннего современного периода.

Раскопки в Дахшуре, Лахуне и Хаваре в начале ХХ-го века привели к обнаружению большого количества ювелирных украшений, принадлежавших женщинам, приближенным к двору царей из XII-й династии Сенусрета II и Аменемхета III. Так, например, нагрудное украшение Ситхатхорюнета было изготовлено из отбитых листов золота в несколько слоев, а также из литых элементов.

Нагрудное украшение ценилось за свою изысканную форму, но функционировало оно в основном в ритуальных целях: обозначение имени Сенусрета II указывает на роль Ситхаторюнета в обеспечении благополучия царя в загробном мире.

Хотя золото как сырье, по-видимому, принадлежало в основном царям, менее знатные египтяне также могли заполучить украшения из желтого металла: цилиндрический амулет периода Среднего Царства был сделан благодаря грануляции (техники добавления деталей и создания рельефа посредством использования маленьких металлических гранул).

Гранулы обычно прикреплялись благодаря использованию метода, известного как коллоидная твердая пайка, основанному на химическом восстановлении медно-минерального порошка, который уменьшает температуру плавления прилегающих золотых поверхностей. Последующая диффузия атомов золота и меди между поверхностями гранул и отбитого листа создает физическую связку.

Другим важным методом, используемым для соединения драгоценных металлов в древности и в наше время, является пайка. Для осуществления этого процесса, сплав, например, припой, собирают так, чтобы достичь наиболее низкой температуры плавления, чем металлы, с которыми он должен впоследствии слиться. Припой отбивают в лист и режут на маленькие квадратики и полоски. После размещения в нужные места, эти квадраты и полоски нагреваются до тех пор, пока они не расплавляются, уменьшая температуру плавления соседних золотых поверхностей, тем самым облегчая диффузию молекул между припоем и соединяемыми компонентами. Примитивная форма припоя была обнаружена в период ранней XII-й династии: это золотое ожерелье с круглыми шариками, найденное на мумии Ваха…

… а также более интересная работа – это подвеска из электрума.

Впечатляющее количество золота было найдено в гробнице Тутанхамона, - единственном древнеегипетском захоронении, оставшемся в относительно неповрежденном состоянии. Такое количество желтого металла указывает на огромные богатства этого царя. Однако египтологи полагают, что те цари, которые прожили до средних лет и старости, были похоронены с еще большим количеством предметов роскоши. Гораздо менее важные члены королевских семей Нового Царства также были погребены с щедрыми золотыми сокровищами. Трех иностранных жен Тутмоса III сопровождали золотые украшения и различные погребальные изделия. Например, у каждой жены была пара золотых сандалий…

, сделанных из отбитого золотого листа с декоративным элементом на стельке, а также косметическими сосудами, изготовленными из нескольких видов камней и других материалов, снабженных золотой фольгой.

В македонский, Птолемеевский и римский периоды, в Египте появились ювелирные изделия, сделанные в других странах, а отечественное производство носило на себе отпечаток зарубежного влияния. Одной зарубежной практикой в дизайне ювелирных изделий, введенной в Египет в римский период, было включение в них золотых монет – египетская экономика была основана на бартерном обмене вплоть до завоеваний Александра Македонского – а также создание ажурного прорезного узора по ободу монет, который был сделан благодаря типично римской технике.

В древних текстах сообщается об огромных количествах статуй из золота, серебра, бронзы и других металлов, которые использовались для ритуальных нужд в египетских храмах, но уцелела с тех пор только одна подобная статуя.

Фигурка Амуна без рук изготовлена посредством сплошного литья, а руки отдельно вылиты и спаяны в положенном месте. Его регалии также созданы отдельно: в его правой руке находится кривая сабля, а в левой знак «ankh»; последний сделан из многочисленных компонентов, соединенных с помощью припоя.

Технология создания проволоки является важной элементом для создания предметов из золота, в особенности, ювелирных изделий.

Например, проволока использовалась для создания декоративных элементов на поверхности, часто в сочетании с грануляцией, а также благодаря методу коллоидной твердой пайки. Проволоку можно скрутить, сплести для изготовления цепочек. Саму проволоку делали из плотно скрученных металлических полосок или стержней или же из стержней квадратного сечения, которые были отбиты, чтобы достичь округлости.

«Золотой монетный дом» предлагает ассортимент монет, ассоциированных с историей Древнего и современного Египта:

Золотая монета Чада «Египетские реликвии. Тутанхамон» 2017 г.в., 31.1 г чистого золота (проба 0.9999)

Серебряная монета Чада «Египетские реликвии. Тутанхамон» 2016 г.в., 155.5 г чистого серебра (проба 0.999)

Серебряная монета Чада «Египетские реликвии. Гор» 2016 г.в., 62.2 г чистого серебра (проба 0.999)

Серебряная монета Чада «Египетские реликвии. Рамзес II. После смерти» 2017 г.в., 62.2 г чистого серебра (проба 0.999)

Серебряная монета Чада «Египетские реликвии. Рамзес II» 2017 г.в., 62.2 г чистого серебра (проба 0.999)

Золотая монета Египта "Президент Насер. 1 фунт" 1970 г.в., 7,0 г чистого золота (Проба 0,875)

Золотая монета Египта "Король Египта - Фуад I" 100 пиастров 1922 г.в., 7,44 г чистого золота (Проба 0,875)

Золотая монета Египта «1 фунт» 1955 г.в., 7.4 г чистого золота (проба 0.875)

Золотая монета Египта «50-летие газеты Аль-Гумхурия» 2003 г.в., 7 г чистого золота (проба 0.875)

^ Наверх