Статья Деборы Шорш из Метрополитен-музея (Нью-Йорк).

В Египте серебро использовалось для изготовления четок еще в додинастический период (около 4400-3100 лет до н. э.), будучи важным элементом в личных украшениях и культовых предметах вплоть до римского завоевания. Храмовые надписи свидетельствуют о том, что на протяжении большей части истории Египта, серебро ценилось более высоко, чем золото. Однако, в отличие от желтого металла, которое, как известно, транспортировалось из Восточной пустыни и Нубии, откуда привозили серебро в Египет – неизвестно. Впрочем, учитывая относительный дефицит местных геологических ресурсов, можно с уверенностью предполагать, что большую его часть привозили из соседних земель. По этой причине, а также потому, что серебро, особенно в форме отбитого листа, страдало от коррозийных солей, обнаруженных в большинстве египетских захоронений, - его редко можно встретить в текстах по египетской археологии, по сравнению с золотом или медью.

Есть всего несколько задокументированных находок серого металла, относящихся к периоду раннего Среднего царства (около 2030-1650 гг. до н. э.). Гробница Гетеферы I, матери короля IV-й династии Хуфу (годы правления: примерно 2551-2528 гг. до н. э.) представляет собой заметное исключение: группа четок, инкрустированных полудрагоценными камнями, а также мебельная фурнитура, которая разделена теперь между бостонским Музеем изобразительных искусств и Египетским музеем в Каире.

Самая ранняя находка серебра в Египте, которая хранится в коллекции Метрополитен-музея, связана с погребениями женщин, служительниц храма в Фивах в период правления царя XI-й династии Ментухотепа II (годы правления: примерно с 2051-2000 до н. э.). Эта находка была раскопана Гербертом Уинлоком в 1922-1923 гг. Почти все найденное серебро сохранилось в форме небольших бусинок, но также был обнаружен амулет из электрума и серебряная проволока, обвязанная полосками из электрума. Как утверждает древнеримский писатель, натуралист, философ и историк Плиний Старший (23-79 гг. н. э.) в своей «Естественной истории», электрум – это природный сплав золота и серебра, содержащий более 20% последнего. В зависимости от состава, его цвет может варьироваться от бледно-золотого до желтовато-белого оттенка; в прошлом, основываясь на визуальном осмотре, люди часто ошибочно принимали за серебро белесый электрум. Например, «серебряный» амулет из Среднего царства (Абидос) с изображением Анубиса, лежащего на алтаре, недавно был проанализирован с использованием рентгеновской флуоресцентной спектроскопии. В результате выяснилось, что это электрум, содержащий примерно 40% золота.

Большое количество серебра было найдено на захороненном теле Ваха, знатного чиновника, погребенного в Фивах в период начала XII-й династии (около 1981-1802 гг. до н. э.). Вах при жизни носил ожерелье из круглого бисера, что было типичной формой ювелирных украшений в Среднем царстве. Не только серебро из этого украшения уцелело после 4 тыс. лет погребения, но также и льняные шнурки.

Изумительные скарабеи Ваха также были сделаны из серебра. Серебряный скарабей является самым ранним примером инкрустации металла металлом в Египте: в данном случае, иероглифы из электрума помещены на отбитое серебро. Каким образом обычный чиновник в то время, даже такой успешный, как Вах, мог получить такое количество редкого металла, - остается загадкой. Надпись указывает, что он получил скарабея от своего могущественного начальника, Мекетре, хотя используемые в ней слова свидетельствуют о царском подношении. В качестве царского казначея при Ментухотепе IV (годы правления: примерно в 1988-1981 гг. до н.э.) и главного царского управляющего при Аменемхате I (годы правления: около 1981-1952 гг. до н. э.), Мекетре мог иметь доступ к драгоценным металлам. Что касается сырья, то изотопный анализ свинца указывает на то, что этот металл, вероятно, был добыт в Лаврионе (Греция), где находился важный источник серебра в Античности.

Во многих отношениях серебро использовалось аналогичным образом, что и золото. Недавнее приобретение музея, - роскошные серебряные украшения из Хараги, места из устья оазиса Фаюма, - демонстрирует изысканность золота, инкрустирующего ювелирные украшения, которые носили женщины из высшего общества во время Среднего Царства.

Как золото, так и серебро отбивали для изготовления листов, а затем использовали для украшения различных материалов, примеров которых сохранилось очень мало. В полихромной деревянной фигурке Дедетамуны, – относящейся к XII-й Династии (около 1802-1650 до н. э.), – глаза, а также пальцы на ногах и руках, акцентированы серебряной фольгой (зрачки разукрашены черным цветом). На ее парике надеты серебряные ленты.

Большинство зеркал в Египте и в других государствах Древнего мира были отлиты из меди или бронзы, а в зеркалах из последнего содержалось большое количество олова, чтобы сделать их более серебристыми, как, например, в экземпляре из периода Нового царства, хранящегося в коллекции Музея. Зеркала, как правило, сильно полировали для увеличения отражательной способности. Египетские зеркала обычно создавались в форме круга или слегка сплюснутого овала, обладая ручкой из металла, дерева или иногда из слоновой кости.

Однако серебро из-за его бледного цвета и мягкого блеска было идеальным материалом для этой цели, а также его предпочитали представители элиты, у которых был доступ к драгоценным металлам. Одно из двух серебряных зеркал с позолоченными деревянными ручками, – дерево появилось в результате современной реставрации, - связано с так называемыми иностранными женами Тутмоса III (годы правления: около 1479-1425 гг. до н. э.), поэтому на них обозначено его имя. Большинство египетских зеркал, как и упомянутые два, были найдены в гробницах женщин, вместе с их изображениями, или образов, к ним относящимся: в данное случае, изображено лицо коровы на ручке, что является символом Хатора, одной из египетских богинь, наиболее тесно связанной с женщиной и женственностью.

Серебро стало более доступным в Египте на протяжении Нового царства (около 1550-1070 до н. э.). При этом только пять серебряных предметов находится среди многочисленных золотых судов, драгоценных камней, связанных с погребениями иностранных жен Тутмоса. В их числе три крытых сосуда для возлияния, на каждом из которых написано соответствующее имя женщины. Вполне вероятно, что каждый сосуд был сделан из двух кусков отбитых листов.

Хотя большинство серебра в Древнем Египте – подобно этим сосудам для возлияния – использовалось в форме отбитого листа, существует ряд сохранившихся статуэток из цельного, литого серебра. В Музее хранится монохроматическая фигурка женщины без одежды: гладкая текстура ее тела контрастирует с браслетами, серьгами и скрученным париком.

Из-за бледного цвета серого металла, египтяне связывали его с луной (в отличие от золотого солнца), ритуальной чистотой и костями богов (в сочетании с их золотой плотью). Хотя Тот был основным лунным божеством, серебро не особенно использовалось для ритуалов в его честь. В то же время, известно множество серебряных статуэток, представляющих Нефертема (бог растительности), чем для других богов, хотя отношение между этим божеством и металлом не подтверждается текстуальными источниками.

При Птолемеях (305-30 до н. э.), серебро стало гораздо более популярным металлом в Египте, чем в предыдущие тысячелетия, а соотношение его цены к золоту в основном соответствовало стандартам соседних стран.

Египет присоединился к международной экономике эллинистического мира еще и другим образом. Как известно, металлические деньги были изобретены в западной Анатолии в VII-ом веке до н. э., оттуда распространившись на запад - к греческим прибрежным городам и материку. Иностранная валюта, по всей видимости, была распространена в Египте во второй половине I-го тысячелетия до н. э. из-за греческих торговцев и персидских завоевателей, но до правления Птолемеев в обращении было мало отечественных или зарубежных монет. Серебряная монета «тетрадрахм» царя Птолемея VIII Эвергета II, - который участвовал в бурной борьбе за власть в Египте с 170 до 117 г. до н. э., - возможно, был отчеканен в области Древней Греции, Киренаике (современная Ливия), поскольку там правил единолично этот царь с 164 до 145 г. до н. э. В западной культуре (в отличие от Восточной Азии, где металлические деньги отливали), монеты создавали посредством чеканки: забивание заготовок с известным весом и пробой в штампы.

^ Наверх