Первая мировая война была в самом разгаре, Соединенные Штаты страдали от экономического кризиса, а в Монетном дворе этой страны царил раздор. В это, скажем прямо, неспокойное время была создана монета «Шагающая Свобода» с номиналом в полдоллара, 100-летие которой отмечается в этом году.
Эта монета была в обращении в те годы, когда разразились две мировых войны и Великая депрессия.
На аверсе монеты Свобода идет по направлению к восходящему солнцу, что отражает дух оптимизма, который, однако, воплотится в жизнь только после Второй мировой войны, когда наступит мир и процветание. С 1945 года она будет в обращении еще два года, а затем завершит свое путешествие длиною в 31 год.
«Шагающая Свобода», исполненная символикой надежды, была выпущена в мрачную, безнадежную эпоху. Первая мировая война бушевала по всей Европе, угрожая захватить в свой смертоносный водоворот также и США.
1 февраля Германия объявила неограниченную подводную войну США, потопив семь американских торговых судов в течение первых двух месяцев.
Опечаленный этими событиями Вудро Вильсон, выступавший с предвыборным лозунгом «Он удержит нас от войны» во время президентских выборов 1916 года, обратился к Конгрессу 2 апреля 1917 года, для того, чтобы объявить войну Германии.
Вот что он тогда говорил: «Демократия требует мира. Мы не служим никаким корыстным целям. Мы не стремимся получить какие-то выгоды для себя, мы не попросим материальную компенсацию за те жертвы, на которые мы свободно пойдем».
Спустя три месяца после выпуска первых полдолларовых монет в январе 1917 года, США вступили в Первую мировую войну.
Экономическая разруха в США
По мере того, как Соединенные Штаты готовились вступить в войну, национальная экономика страдала от инфляции, продолжающейся на протяжении пяти лет. В 1915 году уровень инфляции был ниже 1%. Он подскочил в 1916 году до 7,7%, а в 1918 году - до рекордного для ХХ века уровня – 17,8%. Полдолларовая монета «Шагающая Свобода», которая была выпущена в обращение в начале 1917 года, постепенно теряла свою покупательную способность, вплоть до 1921 года, когда экономика слетела с петель.
В 1916 году полдоллара было эквивалентно 11,04 долларам на сегодня. Четыре года спустя, его стоимость упала до 6,02 долларов.
Инфляционное давление, спровоцированное Первой мировой войной, привело эпоху 10-центовых магазинов к концу, когда S.S. Kresge Co. [сеть розничных магазинов в США] повысила цены на некоторые продукты вплоть до 15 центов.
Вот что писал Генри Моргентау, министр финансов США, в отчете Конгрессу о состоянии финансов страны в 1943 году: «Потребитель обнаружил следующее: продукты питания, топливо, жилье и одежду, которые стоили всего доллар в апреле 1916 года, к 1920 году подорожали до 2 долларов».
Как только началась война, 28 июля 1914 года, поводом для которой стало убийство эрцгерцога Франца Фердинанда, Европа обратилась к США за вооружением, продуктами питания и промышленными товарами.
Фил Дэвис написал в истории Федеральной резервной системы по этому поводу следующее: «Большой приток европейского золота для оплаты экспорта США увеличил денежную массу в стране. Недавно возникшая ФРС не смогла справиться с притоком золота или остановить инфляцию, которая разразилась в результате. Как только страна вступила в войну, деятельность ФРС была направлена в основном на поддержку военных действий».
Что касается ситуации внутри страны, то Дэвис описывает ее так: «Расходы федерального бюджета возросли вместе с мобилизацией военных. Финансовое обеспечение военной подготовки войск, снабжение оружием, а также боеприпасами увеличилось в 15 раз в период с 1916 по 1918 гг. Кроме того, министерство финансов щедро выдавало кредиты союзникам США».
После периода инфляции, в начале Бурных 20-х, наступила не менее ужасная эпоха дефляции, продолжавшаяся и во время Великой депрессии.
Примечательно, что к 1947 году, когда серия полдоллара «Шагающая Свобода» была завершена, полдоллара стоили в пересчете на сегодняшние деньги 5,40 долларов, что на 10% ниже, чем было 27 лет назад, после окончания Первой мировой войны.
Раздор в Монетном дворе
К 1915 году, дизайны монет с номиналами в десять центов, четверть доллара и полдоллара, созданные Чарльзом Барбером, уже давно отжили свой век. У всех этих монет был один и тот же аверс, всеми нелюбимый, с изображением Свободы в колпаке. Этот образ совсем не соответствовал эстетике новых дизайнов цента («Линкольн» Виктора Бреннера 1909 года), пятицентовика («Голова Индейца» Джеймса Эрла Фрейзера 1913 года), золотых монет с номиналами в 2,50 и 5 долларов («Голова Индейца» Белла Лайона Пратта 1903 года), а также золотых монет с номиналами в 10 и 20 долларов (знаменитая «Голова Индейца» и «Стоящая Свобода» Августа Сен-Годена 1907 года).
Уже в начале 1914 года влиятельный «Клуб нумизматов Нью-Йорка» начал активно продвигать идею изменения дизайнов Барбера. Именитый торговец монетами, Томас Элдер, член исполнительного комитета клуба, выступил перед Американским нумизматическим обществом в январе 1915 года с призывом об изменении дизайна: «Эти монеты [Барбера] не имеют равных среди современных монет по степени своего уродства».
Вместе с наступлением 25-ой годовщины одобрения дизайнов Барбера, министерство финансов стало искать способы улучшения эстетического качества серебряных монет до уровня новых дизайнов медных, никелевых и золотых монет.
Роджер Бердетт, исследователь истории Возрождения американского монетного дела в 1916-1921 гг., утверждает, что 18 января 1915 года помощник министра финансов, Уильям Мэлберн задал вопрос по этому поводу тогдашнему министру финансов, Уильяму Мак-Эду, на что получил такой ответ: «Пусть в монетном дворе предложат свои версии дизайнов, перед тем как мы обратимся к кому-нибудь другому».
В то время граверы Монетного двора были заняты созданием памятных монет, посвященных Панамо-Тихоокеанской международной выставке, поэтому они стали заниматься новыми монетами не раньше лета. Усилия главного гравера Барбера и его помощника Джорджа Моргана ни к чему хорошему не привели. Сохранившийся дизайн Барбера в основном воспроизводил отвергнутый вариант для монеты «Двойной Орел» с номиналом в 20 долларов 1906 года и очень сильно напоминал старые дизайны этого гравера. Бердетт сказал, что сохранившиеся дизайны Моргана выглядят скорее как «награда за победу в танцевальном конкурсе», чем как монеты Соединенных Штатов.
3 декабря 1915 года, директор Монетного двора Роберт Вулли встретился с представителями Национальной комиссии изобразительных искусств, которые курировали дизайнами монет. Вулли писал комиссии следующее: «Мне приятно представить вам ряд предварительных дизайнов, подготовленных гравером филадельфийского монетного двора и попросить вашего критического отзыва. Если вы считаете необходимым привлечь другие проекты, то я прошу вас предложить фамилии художников, которым по силам это сделать».
Комиссия, как сообщил Вулли министру Мак-Эду, не была «вдохновлена» дизайнами Барбера и предложила обратиться к Хермону МакНилу, Адольфу Вайнману и Альбину Поласеку.
Троим было выплачено по 300 долларов за их дизайны и 2000 долларов в случае, если чьи-то дизайны будут одобрены.
Поласеку не повезло. Дизайн МакНила был принят для монеты в четверть доллара. Дизайны Вайнмана были выбраны для монет с номиналами в десять центов и полдоллара.
Вулли сообщил Барберу об этом решении в письме от 3 марта. В конце письма Вулли утешал Барбера, но вряд ли это могло уменьшить горечь поражения у последнего: «Сообщая Вам о принятом решении, я хочу передать признательность министра финансов и выразить свое восхищение прекрасными дизайнами, которые были представлены Вами, а также поблагодарить Вас за глубокий интерес к этому делу».
Вулли писал Барберу, что «удовлетворительные рабочие модели будут доставлены в монетный двор не позднее 1 мая 1916 года, и они должны будут соответствовать требованиям монетного двора во всех отношениях». Такая задержка позволила Барберу попытаться забраковать эти дизайны, оправдывая это тем, что они «не подходят для чеканки».
29 марта 1916 года Вулли в письме к директору филадельфийского монетного двора, Адаму Джойсу, утверждал, что «граверы, создающие новые монеты, говорят, что во время их последней поездки в Монетный двор, мистер Морган был гораздо более приветливым и конструктивным, чем мистер Барбер. Я думаю, что проблема в том, что они художники и у каждого из них есть свои вкусы и нравы».
В какой-то момент, отчаявшись, Барбер предложил не использовать дизайн Вайнмана совсем, а заменить его своим дизайном. Когда и это ни к чему не привело, он сделал последний удар в октябре или в начале ноября, уменьшив размер элементов дизайна и поместив круг из точек по канту монеты.
Вайнман, который не был посвящен в детали технологического процесса весной 1916 года, считал, что эта досадная переделка его дизайна все-таки будет отчеканена. В конце концов, в Монетном дворе нашли решение этой проблемы и вернулись к первоначальному варианту Вайнмана. Вайнман узнал об этом изменении перед Рождеством, когда директор филадельфийского монетного двора, Адам Джойс, послал ему 20 монет, которые вскоре должны были поступить в обращение.
Барбер умер 18 января 1917 года, как только новая полдолларовая монета поступила в обращение. Морган стал его преемником.
Итак, «Шагающая Свобода» просуществовала дольше монет 1916 года. Десятицентовик «Крылатая Свобода» вышел из обращения в 1945 году, по причине смерти президента Франклина Рузвельта. «Стоящая Свобода» с номиналом в четверть доллара вышла из обращения в 1930 году, поскольку в 1932 году отмечалось двухсотлетие со дня рождения Джорджа Вашингтона.
Тем не менее, любимый дизайн Вайнмана не ушел в небытие. В 1986 году «Свобода» Вайнмана зашагала опять, теперь уже на аверсе популярной серебряной инвестиционной монеты «Американский Орел»*. В этом году, аверс и реверс первоначальной монеты были возрождены в форме золотых монет в честь столетия выпуска этой монеты.
В нашем магазине можно приобрести эти монеты:
* Серебряная инвестиционная монета Американский Орел 1 унция (31,1 г) чистого серебра (проба 0,999) - https://zoloto-md.ru/bullion-coins/serebryanaya-investiczionnaya-moneta-amerikanskij-orel-2015-11-27-19-27-02/