Перевод статьи Раджеша Хосла, почетного председателя компании «MMTC-PAMP INDIA PVT LTD», опубликованной в журнале Лондонской ассоциации рынка драгметаллов – «Alchemist».

Немного истории

Те, кто следит за происходящим в Индии, вероятно, заметил, что власти страны в последнее время уделяли значительное внимание проблеме нелегальных доходов и коррупции. Серьезным фактором, определившим существование этих экономических проблем, стала ошибочная политика относительно желтого металла. Если обратиться к истории, то сразу станет понятно, что все началось с закона о контроле над золотом от 1962 года, с поправками от 1963 и 1968 гг., результатом функционирования которого стало уничтожение легального рынка драгметалла. Возникла торговля контрабандным золотом, и вырос огромный нелегальный рынок золота. Эта ситуация продолжалась около 30 лет.

Начало трансформации сложившейся ситуации было положено тогда, когда в Индии был отменен закон о контроле над золотом в 1990 году, а также либерализован импорт желтого металла в 1997 году. Все почувствовали, что власти наконец-то обратили внимание на золото, но затем, в 2013-2014 гг. произошел мировой экономический кризис, который привел к образованию крупного дефицита текущего баланса. Правительство отреагировало на случившееся быстрым повышением таможенным пошлин, запретом золотых кредитов внутри страны и введением печально известного правила 80-20 (80 тонн экспорта на 20 тонн импорта золота). Эти ограничения были сняты в конце 2014 года, за исключением 10% таможенной пошлины, которая до сих пор в силе.

В 2015 году стал внедряться системный подход к преобразованию рынка золота.

В своем выступлении по бюджету в 2015 году, министр финансов объявил о трех инициативах по поводу золота: программе монетизации золота, создании государственной золотой облигации и золотой монеты Индии. Несмотря на благие намерения, заключенные в этих инициативах, у них не было ошеломляющего успеха среди народа: только 7 тонн золота было собрано в рамках программы по монетизации золота, 24 тонны в рамках программы золотой облигации и 800 килограмм золота пошло на чеканку индийской золотой монеты, из которой 100 килограммов остались до сих пор нераспроданными.

Комитет НИТИ Аайог

Осознавая важность и нераскрытый потенциал рынка золота, который стимулирует экспорт, экономический рост и, что существенно, увеличивает занятость, в 2017 году правительство учредило Комиссию по преобразованию индийского рынка золота. Осуществить задачу преобразования было поручено НИТИ Аайог, бывшей Комиссии по планированию, которая подготовила отчет по этому рынку.

Далее, министр финансов в своем выступлению по бюджету на 2018-2019 гг., то есть, на текущий финансовый год, сделал три важных заявления. Во-первых, правительство разработает комплексную программу по утверждению золота в качестве класса активов. Во-вторых, программа по монетизации золота будет модернизирована с той целью, чтобы люди могли без проблем открывать депозитный счет в золоте. Наконец, в-третьих, правительство создаст удобную для потребителей и эффективную с точки зрения торговли систему регулируемых бирж золота в Индии.

Отчет НИТИ Аайог за 2018 год, выпущенный в конце февраля 2018 года, предоставил необходимое обоснование для реализации политики правительства в данном вопросе. Примечательно то, что властям потребовалось 56 лет, чтобы опубликовать всеобъемлющий и комплексный документ по золоту; следовательно, реализация новой программы тоже не произойдет в одночасье.

Положительный подход относительно золота не обязательно означает политику, направленную на поощрение торговли золотом, потому что в Индии не все так однозначно на этот счет. По традиции, индийцы используют ювелирные изделия для обеспечения своей финансовой безопасности, а также считают их источником ликвидности в сложных жизненных обстоятельствах. Эта форма сбережений не теряет своей стоимости таким же стремительным образом, как другие товары и деньги. Золотые украшения считаются защитным активом, который сохраняет свою стоимость в условиях кризиса, а благодаря большому спросу на золотые ювелирные украшения, существует целая индустрия, имеющая потенциал увеличения занятости в Индии, где уровень безработицы сравнительно высок.

Однако с макроэкономической точки зрения, а также учитывая, что в Индии не производится золото, индийцам приходится платить за экспорт золота, а в этом как раз и заключается проблема. Кроме того, эта отрасль в значительной степени является неформальным сектором, а высокие таможенные пошлины приводят к уклонению от уплаты налогов, поэтому властям необходимо балансировать между двумя крайностями.

Ситуация улучшилась, когда в июле 2017 года власти ввели в стране единый налог на товары и услуги. Это налог позволяет контролировать импорт золота и отечественные операции с ним, а также способствует формализации в основном неформально существующего сектора.

Некоторые конкретные предложения, указанные в отчете НИТИ Аайог и текущие дискуссии относительно данного вопроса

В отчете предлагается полностью пересмотреть в соответствии с международной практикой политику в области добычи полезных ископаемых. Таким образом, было бы разумно ожидать, что Министерство горнорудной промышленности создаст отдельное подразделение, которое сосредоточиться сугубо на проблеме добычи золота в Индии; нечто подобное уже было сделано в контексте углеводородного сектора.

Хотя в этом документе предлагается пересмотреть 10%-ную таможенную пошлину и ввести 3%-ный НДС, в нем также указываются финансовые обстоятельства, которые помешают властям осуществить это изменение.

В докладе предлагается другой подход относительно аффинажа, превратив лозунг «Сделать в Индии для Индии» в его новую версию – «Сделать в Индии для всего мира». Сюда же входит обоснование необходимости разработать индийский стандарт золотых слитков в соответствии со стандартом Лондонской ассоциации рынка драгметаллов. В нем также отмечается растущая тенденция аффинажа руды Доре, на долю которой в финансовом году 2017-2018 гг. пришлось 50% всего золотосодержащего импорта в Индию. В текущем году я прогнозирую рост этого показателя до 60%; можно ли предполагать, что это своего рода приглашение зарубежным аффинажным предприятием переместиться в Индию? Возможно, в Индии наконец-то появится двусторонняя торговля золотом.

Ведутся разговоры также о восстановлении экспорта золотых ювелирных изделий, при этом уделяется особое внимание продуктам с добавленной стоимостью (стимулировать надо именно это направление). Министерство торговли работает в этих направлениях и вскоре можно ожидать новостей о проделанной работе. В Индии может вскоре появиться требование обязательной маркировки ювелирных изделий, хотя ее качество будет низким ввиду технологической отсталости этой индустрии. В отчете также критикуется отсутствие адекватной системы образования специалистов для этой отрасли; например, в Индии нет официальной программы обучения пробировщиков. Осознавая эту проблему, компания «MMTC-PAMP», в сотрудничестве со Всемирным золотым советом, учредила Институт подготовки специалистов по пробировке драгметаллов. Содержание курса было определено, инфраструктура создана, продолжительность обучения и нормы сертификации зафиксированы и согласованы; первая группа студентов начала свое обучение в январе 2019 года.

Важно то, что в отчете НИТИ Аайог речь идет о необходимости улучшения программы по монетизации золота, с фокусом на использование технологий в качестве главного инструмента этого процесса. В настоящее время ведутся дискуссии между различными регулирующими организациями относительно упрощения процесса открытия металлических счетов: чтобы обычный потребитель мог открыть счет в рупиях и металлический счет в золоте. Цифровые транзакции, инфраструктура по клирингу золота позволят ювелирам и другим заинтересованным сторонам функционировать в качестве центров мобилизации депозитов, а банкам - считать золото качественным ликвидным активом, который можно дать в долг или продать при необходимости. Но все это в процессе. Быстрых изменений ждать не приходится, но через 6-8 месяцев, возможно, лед тронется. Конечно, поспособствуют этому процессу введение новых технологий.

К счастью для правительства, у «MMTC-PAMP» есть успешная цифровая платформа для золота, которая вполне может стать фундаментом для дальнейших инноваций.

В отчете анализируется практика отечественного золотого кредитования для ювелирного сектора и рекомендуется мировая практика осуществления ссуд в форме золота в пересчете на физическое золото, - все это в высшей степени достижимо, как только будут привлечены клиенты для открытия металлических счетов, связанных с уже существующими счетами в рупиях.

Впрочем, пока не ведутся разговоры о том, чтобы наделить индийскую золотую монету статусом законного платежного средства, поэтому она продолжит функционировать только в качестве монеты. В отчете обсуждается возможность создания спотовой биржи золота, идею которой продвигает «World Gold Corporation». Эта отраслевая группа работает над воплощением этого проекта и промежуточный отчет о проделанной работе будет опубликован в следующем месяце.

Министерство торговли уже начало диалог о создании отечественного совета по золоту, драгоценным камням и ювелирным изделиям. В отчете подчеркивается необходимость создания также Комитета по золоту, в состав которого должны войти различные регулирующие органы и министерства; однако я считаю, что для этого потребуется больше времени.

Перспективы

Учитывая все положительные стороны и трансформацию, произошедшие за 56-летний период, начиная от принятия закона о контроле над золотом 1962 года до отчета НИТИ Айог 2018 года, властям также придется принять во внимание глобальную экономическую нестабильность и ее влияние на Индию. Обесценивающаяся рупия, колебания цен на нефть и увеличение импорта углеводородов должны остудить «горячие головы», ожидающие быстрой модернизации рынка золота в Индии. Властям, безусловно, нужно будет учесть все вышеуказанные эти факторы. Положительные новости заключаются в том, что теперь у страны есть 250-страничный документ с обоснованиями и предложениями, и ошибки прошлого теперь вряд ли повторятся.

^ Наверх