Почему индийцы влюблены в золото?

Перевод статьи Сатиша Деодхара, экономиста из Индийского института менеджмента в Ахмедабаде.

Королевский монетный двор Великобритании выпустил 20-граммовый золотой слиток, на котором выгравировано изображение Лакшми, богини богатства, процветания и красоты. Это произошло всего за две недели до празднования Дивали в ноябре 2021 года. Стоимость золотого слитка – 1080 фунтов стерлингов. Так в Монетном дворе хотят показать мультикультурность Британии. Как известно, индийцы во всем мире и в своей стране, в частности, любят покупать золото в честь особых мероприятий, например, для празднования Дивали, Акшая Трития, Угади, Гуди Падва, свадеб и на протяжении других благоприятных дней в году. Согласно данным Всемирного золотого совета, в домохозяйствах Индии хранится около 23,5 тыс. тонн золота, а в храмах – еще примерно 4 тыс. тонн. Кроме того, в государственных резервах страны находится около 745 тонн золота. Для сравнения отметим, что крупнейший объем государственного золотого резерва в мире принадлежит США – около 8134 тонн. В Индии в основном используется 22-каратное золото, что является одним из самых высоких стандартов чистоты драгметалла в мире. Индийцы покупают драгметалл в основном в форме ювелирных изделий. При текущем курсе (около 1800 долларов за унцию), стоимость совокупных запасов золота в Индии составляет около 1,49 трлн долларов. Что немаловажно, несмотря на огромный спрос на золото, Индия не добывает его, поэтому весь драгметалл приходится импортировать. В 2020-2021 гг. уровень базовой таможенной пошлины на импорт золота был снижен до 7,5%, а объем стоимости импорта с тех пор вырос до 2,54 трлн рупий. Индия – крупнейший импортер золота после Китая. На долю драгметалла приходится около 9% совокупного объема импорта в Индию. Огромный объем спроса на золото в стране, где годовой ВВП на душу населения составляет всего около 2 тыс. долларов, честно говоря, удивляет.

Почему же индийцы так любят золото?

1. Древние литературные источники о священном статусе желтого металла

Уникальные характеристики золота привлекли внимание индийцев много тысяч лет назад. Индийцы сразу поняли, что перед ними благородный металл (не поддается коррозии), к тому же еще и плавкий, а также обладает безудержным сиянием. Данные характеристики стали основанием для придания золоту в некоторых древних литературных источниках священного статуса. Важно, что даже сам факт создания мира описан в связи с золотом. В Ригведе, главной священной книге индусов, составленной не позднее 2-го тысячелетия до н.э., можно найти упоминания о золоте. Слово «Хиранья-гарбха» на санскрите буквально означает золотое семя, золотое яйцо или золотое лоно. Провидец, сочинивший этот гимн, объясняет, что золотое лоно есть источник создания вселенной. Когда речь идет о золоте, то имеется в виду изначальная излучающаяся энергия творения. В Упанишадах, которые были написаны после Вед, Хиранья-гарбха понимается как душа вселенной. До упоминания Хиранья-гарбхи в Рив-Веде, есть еще дополнительный гимн в честь богини Лакшми под названием «Шри Сукта» в конце 5-й книги Ригведы. В гимне «Шри Сукта» богиня Лакшми описывается как сияющая золотым блеском, одетая в золотые гирлянды.

В буддийской и джайнской литературе также имеет место поклонение Лакшми. Хотя буддизм и джайнизм – это монашеские ордена, которые отошли от ведийских ритуалов примерно в VI в. до н. э., в них также упоминается восхитительная богиня богатства и красоты. Как известно, ведийский период длился приблизительно с середины II до середины I тысячелетия до н. э. Например, в Джакатах, буддийской книге повестей, люди просят богиню Лакшми прогнать Калакани, богиню несчастья. Первые изображения Лакшми появились примерно в 3-м в. до н.э. в форме скульптур в Каусамби и других местах на севере Индии. Ее изображали на золотых монетах, выпущенных во время правления династии Гупта около 3-4 вв. н.э. Лакшми почти всегда изображена с множеством рук, при этом одна из них показывает жест, выражающий доброжелательность, защиту и мир. Важно, что в этом жесте из ее ладони высыпаются золотые монеты, формируя непрерывный поток. Более того, существует восемь форм Лакшми, представляющих различные аспекты ее образа. Одна из них называется Дхана Лакшми, которая представляет богатство в форме денег или золота. Даже сегодня, во время самого важного индийского праздника, Дивали, фестиваля огней, отмечается особый день, под названием Лакшми Пуджан, посвященный поклонению Лакшми.

2. Золотые украшения в Древней Индии

Хотя Веды – это священные тексты, значительная их часть посвящена светским рассуждениям, искусству, ремеслам, музыке и танцам. На наскальных рисунках, металлических статуях и храмовых скульптурах с III в. до н.э. изображались мужчины и женщины в изысканных золотых украшениях. В то же время на древнегреческих статуях красуются обнаженные тела без украшений. Даже в Западной Азии, вавилонские и шумерские статуи украшены драгоценностями, хотя и не так щедро, как в Индии. Однако древнеиндийские скульптуры с большим количеством украшений появились неслучайно. В ведийской литературе часто упоминают золотые украшения. В Ригведе говорится о подарках в форме золотых украшений, а именно, ожерелья и головных уборов. Упоминаются также женщины, которые носят золотые цепочки и блестящие украшения на груди. Если бог Индра (божество Ригведы) носит золотые браслеты, то и с Марутсами (молодыми войнами, сопровождающими Индру) дела обстоят аналогичным образом. Слово «хиранья-мани» употреблялось для обозначения золотых ювелирных изделий, украшенных драгоценными камнями.

В тексте Санкьяяна Грухья Сутры упоминается жена, которая должна пропеть песню, будучи в одеждах с множеством золотых украшений. В Атхарва-Веде также можно найти много упоминаний о золотых украшениях. Например, речь идет об украшении для ушей (праварта), золотых амулетах, ожерельях из золотых монет нислика (нишария) и головном уборе (курира). В тамильской литературе для обозначения золотых монет нислика используется слово «маалаи». В то же время, Шатапатха Брахман упоминает золотую цепь (рукма паша). В ведийской литературе тоже довольно много таких отсылок к золотым украшениям. В Ваджасанейи Самхита упоминаются ювелиры и золотых дел мастера. После ведийского периода, в IV веке до нашей эры, Каутилья (375-283 гг. до н.э.), брахман и политический деятель, подробно описывает золотых дел мастера в своем трактате «Арташастра». Он рассказывает о производстве золотых украшений, которое находилось под контролем государственного сановника по делам золота (суварнадхьякша) и королевского золотых дел мастера (сауварника), а продукты этого производства продавались на рынке простым гражданам. Кроме ношения и производства золотых украшений можно найти примеры положительных значений, связанных с золотом и ювелирными изделиями. В некоторых отсылках речь идет о практических характеристиках золота, а в других – в связи с религией. Например, поэт-философ Бхартрихари в своем санскритском трактате «Нитишатака» написал остроумное двустишие, в котором говорится, что все замечательные качества (быть красавцем, носителем высокого стиля, хорошим оратором, искусным писцом, членом благородной семьи) присущи тем людям, которые владеют золотом. Бхартрихари сообщает важную практическую мудрость: с приобретением желтого металла человеку приписываются добродетели, независимо от того, присущи ли они ему на самом деле или нет. В аналогичной манере, в Архарва-Веде речь идет о том, что тот, кто умирает от старости, превращается в то, что он носил при жизни – если это золото, то он обретает великолепие, силу и блеск золота.

3. Добыча золота в древности

Священный статус золота и описания золотых украшений - всего этого могло бы и не быть без знания о технике добычи драгметалла. В древнеиндийской литературе говорилось, что существует несколько способов добычи драгметалла, например, посредством извлечения золотого песка из россыпных месторождений драгметалла. Одно из самых ранних упоминаний о добыче золота встречается в Ригведе. Есть указание о таком способе добычи из речных россыпей, а именно, из рек Синдху, Сарасвати, Джамбу и Ганга. Река Синдху называлась Хираньяни, то есть, дарительница золота. Поскольку в реке Синдху можно было найти россыпное золото, ее также называли Хираньявартаних. Один из провидцев Саяна упоминает, что на обоих берегах Синдху было обнаружено золото. Аналогичным образом, золото, добытое из реки Джамбу, называлось джамбунада, а золото из реки Ганга – гангейа. В современных источниках тоже говорится о реке Синдху, по течению которой находились золотые прииски в районе Манасаровара и Токджалюга.

Более того, в эпосе Махабхарата есть упоминания о золоте пипилика (муравьиное золото). На церемонии (коронации) Раджасуя Яджны этот тип золота использовался для осыпания царя Юдхиштхира. Золото пипилики обладало высоким качеством и формой порошка. Это золото называли муравьиным, поскольку его добывали посредством промывки золотоносной почвы термитников и муравейников. В буддистском трактате Ангуттара Никая, написанном на языке пали, упоминается процесс извлечения золотой пыли и частиц из россыпных месторождений. Более того, Каутилья говорил о жидкости с растворенным в ней золотом, которая текла из трещин в скалах.

В Шатапатха Брахмана (один из ведийских текстов на санскрите в прозе) есть информация о получении золота посредством выплавки из руды. Каутилья также упоминает разные виды золотых руд (сувама-дхатав) и способы их обработки. Для добычи нужно было быть знатоком (металлических) жил в недрах, металлургии и искусства плавления. Такой знаток также проводил различные испытания для определения чистоты золота. Он знал, что пробные камни из регионов Калинга и Тапи – лучшие для определения чистоты золота. Богатство деталей, в которых Каутилья рассказывает о золотых рудах, обработке, чистоте и производстве изделий, свидетельствует о высоком уровне развития металлургии, достигнутому к IV веку до н.э. в Индии.

4. Чеканка золотой монеты

Однако индийцы в древности не только создавали из золота священные предметы, производили золотые украшения и овладели наукой добычи драгметалла. Древние индийцы также поняли важность чеканки золотых монет в качестве средств обмена и сбережения. Чеканка монет возникла в Индии задолго до того, как она появилась у греков, не ранее VII в. до н. э. Драгметалл употребляли для создания монет еще в ведийский период. Был даже создан трактат о науке чеканки монет под названием Рупа-сутра; однако, как и в случае с другими древними рукописями, текст не сохранился.

В ведийских трактатах (Ригведа, Атхарва-Веда и Брахманы) находится множество упоминаний о типах золотых монет. Есть отсылки к царям, которые давали милостыню в форме золотых монет, а простые люди приобретали товары посредством золотых монет. В ведийской литературе золото без чеканки называлось Хиранья-пинда. Отчеканенные золотые монеты назывались по-разному: Нишка, Сатамана, Сувама и Кришнала (от большего к меньшему номиналу). Создавались также монеты из серебра – Каршапана.

После ведийского периода источники россыпного золота были исчерпаны, поэтому монеты из серебра и меди стали более распространенными. В этот период появляются сообщения о чеканке монет в «Арташастре». Каутилья писал о руководителе монетного двора (Лакшанадхьякша) и следующей по важности должности в монетном деле – ревизоре монет (Рупадаршака). Они контролировали обращение монет в экономике и следили за пополнением казны. Производство фальшивых монет сурово наказывалось (штраф в 1000 каршапан), а тех, кто хранил фальшивые деньги в государственной казне, ждала смертная казнь. После смерти Ашоки, правителя империи Маурьев, в III в. до н. э., королевство Калинга вновь обрело независимость под предводительством царя Харавелы. В возрасте 16-24 лет Харавела изучал науку чеканки монет (Рупа-сутра). В Буддлиагхоше речь идет о ювелире, у которого были монеты разной формы, например, прямоугольные (чатурасра), круглые (паримандалала), удлиненные (диргха) и неправильной формы (читра-вичитра). Золото стало более дефицитным товаром, поэтому Каутилья не упоминал в «Арташастре» о производстве золотых монет. Хотя серебро было дешевле, но даже оно стало редким. Золото и серебро – это хорошие средства сбережения, поэтому властям пришлось уделить больше внимания непосредственной функции денег – служить в качестве средств обмена. Поэтому в серебряных монетах было найдено 20% меди и других сплавов. Каутилья указывал, что для изготовления серебряной каршапаны можно использовать 31,25% меди и других упрочняющих сплавов. Это говорит о том, что серебро продолжало дорожать. Каутилья сообщал об увеличении доли меди в серебряной каршапане. Согласно истории, Каутилье пришлось перечеканить 10 млн рупий в каршапанах в 80 млн рупий в каршапанах для финансирования войны против царя Магадхи – Дханананды. Возможно, он увеличил содержание сплава в монетах или посеребрил медные монеты для увеличения денежной массы. Эта история может быть одним из первых записанных случаев количественного смягчения. Подобное увеличение денежной массы осуществляли бактрийские короли, правители индуистских шахов Кабула и др.

5. Золотой Воробей

После ведийского периода золото стало более дефицитным, но в индийской культуре оно сохранило свой священный статус, а также востребованность в деле изготовления ювелирных изделий. Объем накопленного золота в Индии был велик, и его продолжали использовать в качестве средства сбережения, но при этом драгметалл перестал функционировать как средство обмена в повседневной жизни. По сравнению с серебром, желтый металл на протяжении тысячелетий дорожал. Например, в ведийский период относительная стоимость золота и серебра была аналогичной. Однако к тому времени, когда армия Александра Македонского появилась на северо-западных границах Индии (334 г. до н.э.), соотношение между драгметаллами уже составляло 2 единицы серебра – 1 единица золота. К V в. н. э. показатель достиг 6 единиц серебра = 1 единицы золота. К концу ведийского периода началась торговля индийцев с Западом. Однако объем торговли с Грецией и Римом увеличился после ухода Александра и последующего основания империи Маурьев благодаря Каутилье и Чандрагупте. Римляне называли Индию страной Золотого Воробья. Спрос на индийский текстиль, железо, специи, духи, шелк, драгоценные камни, экзотические птицы и животные позволили получать торговцам большое количество драгметаллов, а именно, золота и серебра.

В I в. н. э. Плиний Старший, писатель, натуралист, командующий римскими войсками и друг императора Веспасиана, сетовал на то, что римляне ввозят бесполезную роскошь, которая не стоит того золота, за которое она приобретается, и что предметы роскоши и женщины стоят им 1 млн сестерциев (римские монеты) в год. В тамильской литературе Сангани также говорится, что Яванас (грек) вернется с перцем, а Музирис (часть побережья Кералы) зазвучит золотом. Римское золото поступало через индийские порты, а именно, Барбарикум (Карачи) и Барух. Огромное количество монет из драгметаллов, которые накопили индийцы благодаря торговле, можно проиллюстрировать тем фактом, что в колониальную эпоху на территории южной Индии был найден тайник римских с 160 тыс. золотых и серебряных монет. Спустя четыре столетия после того, как Плиний Старший жаловался о расточительстве своих сограждан, Римской империи не стало. Примерно в то же время, в 4-5 вв. н. э., на территории индийского субконтинента возникла империя Гупта. Тогда же начался золотая эпоха для Индии.

В эту эпоху процветания, в 355-414 гг. н. э., сменявшие друг друга императоры династии Гупта, Самудрагупта, Чандрагупта и Кумарагута I, распоряжались о чеканке золотых монет в честь богини Лакшми. На золотых монетах Динара (Сувама) изображена богиня Лакшми с образами лотоса и слонов. Если империя Гупта ассоциировалась с золотым веком для Индии, то это неудивительно, ведь как показал Ангус Мэддисон, на долю ВВП Индии приходилось более трети мирового ВВП в течение I тысячелетия н. э. Эпитет «страна Золотого Воробья» является вполне подходящим, поэтому-то многие страны хотели завладеть богатствами Индии. Например, Махмуд Газнийский (тюркский султан) 17 раз совершал набеги на Индии, чтобы разграбить ее сокровища. Надир-шах (персидский царь) тоже много дней грабил Дели, а также увез известный Павлиний трон. Некоторое время традиция чеканки золотых монет продолжалась. В XII веке царь Виграхараджа IV из династии Чахамана (территория современного штата Раджастхана) чеканил золотые монеты под названием «Рама-танка». Руководитель чеканных дел Делийского султаната, Тхаккар, Пхеру упоминал золотые монеты Сита-Рами в своем произведении «Дравья-Парикша», написанном в 1318 году. Даже в период Моголов чеканились золотые монеты. Система чеканки монет из золота (Мохур), серебра (Рупийя) и меди (Дам) была создана Шер-шах Сури (мусульманский военачальник пуштунского происхождения) в XVI веке и она функционировала в период правления Моголов. Как было сказано ранее, золото использовалось в большей степени как средство сбережения. Драгметалл был востребован в основном для чеканки памятных монет. Серебряная монета «рупийя» была названа в честь санскритского обозначения слова «серебро» (Раупья), и стала популярной формой денег. Эта рупийя стала прообразом современной индийской валюты – рупии. Неудивительно, что в наше время рупия – это название для монет у стран, находящихся по соседству с Индией – от Маврикия до Мальдив, Сейшельских островов, Шри-Ланки, Индонезии, Непала и Пакистана.

В письменной истории, начиная с ведийского периода, золото приобрело священный статус, став важным предметом для ювелиров, средством обмена и сбережения. Поэтому в санскрите для обозначения золота существует более 40 уникальных названий, многие из которых являются прилагательными, в зависимости от формы, а также региона или реки. Индийцы ценили характеристики драгметалла, его физические свойства, употребление в ювелирном деле, а также его художественные и религиозные атрибуты. Золото в ведийский период было очень распространено, поэтому использовалось для функционирования в качестве средства обмена. Однако впоследствии оно стало редким активом, выйдя из обращения. Впрочем, правители продолжали чеканить памятные золотые монеты вплоть до позднего Средневековья. Важно то, что драгметалл сохранил вплоть до настоящего момента привлекательность в глазах индийцев ввиду его статуса как священного предмета, приносящего удачу. Согласно эконометрическим данным, краткосрочная ценовая эластичность спроса на золото в Индии составляет -1,2, а в долгосрочной перспективе – -0,4. Хорошо известно, что потребительские товары длительного хранения обладают более высокой эластичностью спроса исходя из цены в краткосрочной перспективе и гораздо меньшую эластичность – в долгосрочной. Эластичный спрос на золото в краткосрочной перспективе и крайне неэластичный спрос в долгосрочной перспективе подтверждает тот факт, что желтый металл считается в Индии важным потребительским товаром длительного хранения.

Именно по этой причине к празднику Дивали в этом году Королевский монетный двор Великобритании выпустил золотой слиток с изображением богини Лакшми. Этот 20-граммовый золотой слиток стоимостью в 1080 фунтов стерлингов, который стали продавать в Великобритании, является показателем того, что индийцы по всему миру готовы покупать золото, ювелирные украшения и/или золотые монеты.

6. Накопления золота превращаются в сбережения

Золото имело статус священного предмета на протяжении тысячелетий, поэтому индийцы не перестают приобретать золотые украшения. Однако восприятие золота как прекрасного средства сбережения вышло боком для этой страны. В домохозяйствах Индии хранится около 24,2 тыс. тонн золота на сумму 1,49 трлн долларов. Объем импорта золота в страну составляет более 2,5 трлн рупий за год. На долю импорта драгметалл приходится около 9% совокупной стоимости импорта в страну. Поэтому драгметалл увеличивает торговый дефицит страны. Увеличить предложение золота для снижения объема импорта невозможно, по крайней мере, в обозримом будущем. Если бы даже золотые рудники в Коларе, штат Карнатака, перестали приносить золото много десятилетий назад, то годовой объем добычи золотых рудников Хутти, тоже из Карнатаки, едва превысил 1,5 тонны. Рабочая группа, обсуждающая проект 12-го пятилетнего плана, определила, что при новых инвестициях объем добычи к 2030 году можно довести до 70 тонн. Однако это капля в море по сравнению с ежегодным объемом импорта золота в Индию на уровне 900 тонн.

При этом промышленный спрос на золото, который до сих пор был невысоким, пойдет в рост. В мобильных телефонах содержится 0,034 грамм золота. Золото – эффективный и не поддающийся коррозии проводник, поэтому его используют во всех видах электронных товаров, бытовой технике и ее компонентах. Для производства энергии посредством фотоэлементов тоже нужен желтый металл. Золото стало очень востребованным для космической электроники, например, в создании спутников, ракет и вездеходов. Следует упомянуть его употребление в области медицины, например, в стоматологии, аюрведе и медицинском оборудовании. На данный момент объем технологического спроса на золото составляет 8% от совокупного годового спроса на этот драгметалл. Для сравнения, в Индии годовой промышленный спрос на него составляет всего 1,4%. Власти хотят, чтобы 25% ВВП приходилось на технологии и промышленность, поэтому промышленный спрос на золото может подскочить.

В этом контексте большую часть золота, хранящегося в индийских домохозяйствах, следует считать не сбережениями, а накопленными сокровищами. Владение золотом считается благоприятным, поэтому индийцы воспринимают драгметалл как «неразрушимый носитель покупательной способности». Следовательно, властям следует имплементировать эффективную политику, которая сможет превратить все это бесполезное, с точки зрения экономики, золото в «работающий» финансовый актив. Перенаправление пассивного золота значительно сократит объем годового импорта золота и уменьшит торговый дефицит. Важно отметить, что такая политика должна будет преобразовать не только запасы накоплений в финансовые сбережения и инвестиции, но также увеличить приток сбережений на финансовые рынки, а не в физическое золото. Например, в 2018-2019 гг. уровень валовых внутренних сбережений в Индии была равна 30,1% ВВП. Из них 18,2% приходились на годовую норму сбережений домохозяйств. Однако годовая норма финансовых сбережений домохозяйств составила всего 7,2%. Почти 11% сбережений домохозяйств в Индии находится в золоте. Очевидно, что существует потенциал увеличения нормы валовых сбережений в Индии в целом и уровня финансовых сбережений домохозяйств в частности.

7. Меры, направленные на эффективное экономическое использование сбережений в форме золота

Наиболее важная часть государственной политики состоит в финансиализации «неработающего» золота. Безусловно, определенная часть ювелирных изделий должна остаться в распоряжении домохозяйств для повседневного использования и праздников. Однако большая часть золотых запасов домохозяйств может быть продана ювелирам и представителям этой отрасли на рынке. С этой целью была создана программа монетизации золота (ПМЗ) в 2015-2016 гг., согласно которой физические лица могут размещать золото в банках и получать проценты в размере около 2,5% годовых. Однако к 2018 году объем депонированного золота согласно условиям программы достиг всего 11 тонн. Очевидно, что программу нужно улучшить для привлечения большего внимания со стороны населения. К 2018 году программу поддерживали всего около 10 банков, а значит, не так уж и много отделений функционировало в качестве пунктов приема золота. Количество банков и отделений нужно существенно увеличить для того, чтобы получить доступ к золотым запасам домохозяйств.

Вопреки распространенному мнению, непропорционально большие запасы золота в маленьких количествах находятся у бедных слоев общества. На долю сельских районов Индии приходится 60% спроса на золотые ювелирные украшения. Поэтому в сельской местности должны работать отделения банков, участвующих в ПМЗ, принимая депозиты, начиная от 1 грамма золота. Как это сделать? Власти разрешили банку «Jan Dhan» открывать счета при нулевом банковском балансе. То же самое можно сделать и для распространения ПМЗ. Более того, можно привлечь банки к участию в ПМЗ, позволив им учитывать депозиты в золоте в качестве выполнения норм резервирования активов в форме бумажных валют. Это поможет и клиентам открывать счета ПМЗ с большим желанием. Приведем пример. Недавно власти обратились к населению через печатные и электронные СМИ с той целью, чтобы люди, которые могут себе это позволить, отказались от субсидий на сжиженные углеводородные газы. Многие люди добровольно это сделали, прежде чем субсидия была отменена повсеместно.

Власти и банки могли бы аналогичным образом простимулировать людей, религиозные организации и храмы через печатные и электронные СМИ, чтобы те сдали свои золотые украшения по ПМЗ. Это можно сделать посредством предоставления информации о том, что депозиты в золоте не только будут надежно защищены в банках, но и принесут процентный доход (2,5% годовых). Этот доход не будет облагаться налогами, и у клиентов есть возможность взять в конце срока действия депозита наличные по текущей цене золота либо золото. На самом деле, клиенты также сэкономят на этом, поскольку им не придется платить комиссию за хранение золота в банковских сейфах. Золотые монеты были средством обмена в ведийскую эпоху и, в конечном итоге, уступили место серебряным монетам, медным монетам, бумажной валюте, а сейчас и электронным транзакциям. Несмотря на это золото до сих пор сохраняет за собой негласный статус денег. Индийцы смогут сохранить свой статус благополучия, связанный с «неработающим» физическим золотом, ювелирными изделиями и монетами, но теперь и в форме квитанций о депозите в форме золота, благодаря которому можно получать процентный доход.

Если инфраструктура ПМЗ в достаточной степени расширится, а банки соберут большой объем депозитов в форме золота, то можно будет ввести программу кредитов на основе золота (ПКЗ). Посредством этой программы банки смогут использовать клиентские депозиты на основе золота для обеспечения ювелиров запасами драгметалла по конкурентным процентным ставкам. Банки смогут также эффективно использовать программу индийской золотой монеты (ПИЗМ), которая была введена в действие в 2015-2016 гг. Банки на основе депонированного золота смогут удовлетворить спрос новых клиентов, желающих приобрести отчеканенные золотые монеты посредством ПИЗМ. Процесс пробировки драгметалла соответствует стандартам Бюро индийских стандартов, поэтому такое золото может послужить основой для ПМЗ и ПКЗ. Использование золота с помощью этих механизмов может существенно сократить импорт. Однако при этом не следует допускать увеличения базовой таможенной пошлины с нынешнего уровня в 7,5%. Как учит история, чем выше таможенные пошлины, тем больше желания у населения обойти закон, прибегнуть к контрабанде, при этом, как правило, привлекая к участию антисоциальные элементы.

Как только «неработающее» золото окажется в банках, появится множество финансовых инструментов на основе драгметалла для привлечения новых клиентов. Например, на Национальной и Бомбейской фондовых биржах котируется золотой биржевой фонд. Его паи полностью обеспечены золотом 0,995 пробы. Рынок таких продуктов будет быстро развиваться, когда депонированное золото будет доступно для кредитования или продажи со стороны банков. Развитие этого рынка поможет домохозяйствам вкладывать сбережения в финансовые активы, а не в физическое золото. Программа суверенных золотых облигаций (СЗО) – еще один инструмент, выпущенный в 2015-2016 гг. Однако он не обеспечен золотом. Эффективность этого инструмента и его преимущества не так очевидны, как для государства, так и для покупателей. В правительстве также предлагали создать золотой сберегательный счет (ЗСС) в дополнение к ПМЗ. Такой счет позволит клиентам накапливать свои сбережения в рупиях, но при этом накопленный капитал будет переводиться в форму физического золота. Этот инструмент предназначен в основном для новых клиентов с низким доходом, которые хотят покупать золото. Кроме того, предлагается создать биржу золота, которая обеспечит прозрачную экосистему для торговли золотом, что поможет функционированию других программ, связанных с финансиализацией золота.

Постскриптум

Музей золота, который находится в Боготе, Колумбия, считается одним из крупнейших в своем роде. Он был основан около 80 лет назад. Среди его экспонатов находятся золотые артефакты доколумбовой эпохи, которые считаются национальным достоянием Колумбии. В контексте Индии такой музей может быть создан благодаря тому, что физические лица, религиозные организации и храмы передадут свое «неработающее» золото в рамках ПМЗ. Речь идет о монетах, ювелирных изделиях, артефактах, статуях, скульптурах, а также соответствующих научных трактатов и священных текстах, связанных с золотом. Благодаря ПМЗ огромный объем золотых сокровищ может стать публичным достоянием в музее, который можно построить в одном из городов страны, привлекательных для туристов. Этот музей может стать крупнейшим в мире. Посетители заплатят любую цену, чтобы посмотреть на золотые реликвии Индии, накопленные за несколько тысячелетий. Такая инициатива будет одним из положительных эффектов программ по монетизации золота.

^ Наверх