Об износе монет в условиях золотого стандарта. Часть вторая

Материал Франсуа Вельде из статьи «Об эволюции монет: обращение монеты и потеря их веса в XVIII и XIX вв.», опубликованной в журнале «Revue numismatique» (фр. Нумизматический обзор). Часть первая здесь.

Как решался вопрос относительно затрат [, связанных с износом монет]? (продолжение)

Фактически, только Банк Англии соблюдал закон [о принятии и обмене изношенных монет]. В 1868 году была осуществлена попытка измерить степень изношенности монет, в результате чего был сделан вывод, что треть соверенов и половина полусоверенов весят меньше предела, установленного в законе относительно законных платежных средств, причем этот показатель был выше в сельскохозяйственных районах. В 1888 году Королевский монетный двор Великобритании провел собственное исследование, после чего были приняты соответствующие законодательные акты. В 1889 году была осуществлена перечеканка, а власти приняли решение принимать изношенные золотые монеты, отчеканенные до 1837 года, по номинальной стоимости. В 1892 году это положение было распространено на все изношенные золотые монеты. [То есть, власти брали на себя затраты, связанные с изнашиванием монет]

Другие страны пришли к такой же практике раньше. В Германии и Австрии существовал договор о валютном союзе 1857 года, согласно которому были установлены обязательства для каждого государства-члена выкупать свои крупные серебряные монеты по номинальной стоимости, независимо от того, насколько они изношены, но региональные власти при этом затраты не несли, а что касается золотых монет, то все они считались деньгами при износе не более 0,25%. После объединения Германии, в новой валютной системе страны были установлены ограничения по весу (в законах от 4 декабря 1871 года и 9 июля 1873 года) для монет со статусом законного платежного средства, но при этом затраты возлагались на федеральное правительство. Скандинавские государства приняли аналогичные законы в 1873 году, Австрия – в 1892 году, и в том же году Великобритания.

Франция и другие государства-члены Латинского валютного союза так и не пришли к однозначному решению этой проблемы. Во Франции обесценивание монет в результате их использования было замечено и определено еще во время революции. Когда Наполеон предлагал издать законы о деньгах в 1803 году, то в них было установлено ограничение по весу, но министр финансов предпочел отложить решение этой проблемы. Затем была произведена частичная перечеканка: золото принималось по весу, а серебро – по номиналу, если дизайн еще можно было идентифицировать. Впоследствии было осуществлено еще несколько перечеканок: дореволюционных монет – в 1829-1834 году, медных монет – в 1845 году, и все это за счет государства.

Когда Франция образовала Латинский валютный союз с Бельгией, Швейцарией и Италией в 1865 году, то в его контексте было установлено законное ограничение по весу (0,7% для золота и 1,3% для серебра), но вопрос о затратах, хотя и поднимался на международных конференциях, однако так и не нашел своего ответа. Только в 1889 году французское законодательное собрание выделило средства из прибыли Монетного двора на изъятие из обращения изношенных монет, а с Банком Франции была достигнута договоренность об изъятии монет-недовесов по мере их поступления в Банк. Эта практика зависела от финансирования и ежегодно продлевалась законодательным собранием.

В США закон о монетах 1873 года допускал потерю веса у золотых монет от истирания в размере 0,5% через 20 лет. Монеты, у которых потеря веса не превышала дозволенного, принимались по номиналу со стороны казначейства. Потеря веса у серебряных монет возмещалась властями. Главной проблемой, препятствовавшей изъятию изношенных монет за счет государства, была возможность риска в виде сознательно уменьшения веса монет. Те страны, которые приняли соответствующие законы, сохраняли за собой право отказываться от монет, вес которых был изменен мошенническим путем (в Германии бундесрат принял соответствующее решение 12 декабря 1877 года). Аналогичное положение было принято и в других странах. Еще одной проблемой было нежелание отдельных стран нести расходы, особенно на повторную чеканку.

^ Наверх