Мыслители прошлого о драгметаллах. Часть первая

Материал диссертации Мохаммеда Бозоргнии (Аризонский университет, США) о роли драгметаллов в экономическом развитии Европы.

В истории западной экономической мысли относительно проблемы денег можно найти множество высказываний и теорий, созданных для понимания и улучшения экономической ситуации, сложившейся в конкретную эпоху. Изучение идей прошлого полезно не только для понимания исторической роли драгметаллов, их эволюции в качестве денег и функционирования в экономике древних обществ. Более важно то, что анализ различных методологических подходов позволит понять значимость драгметаллов.

Первое упоминание о деньгах встречается в отрывках произведения Платона под названием «Государство». Во второй главе этой книги Платон указывает на необходимость существования денег «как символа, необходимого для обмена». В произведении «Законы» он утверждает, что деньги «сводят неравенство и неизмеримость благ к равенству и мере». Следовательно, для Платона, деньги – это не только средство обмена, но и мера стоимости. Дополнительное упоминание о деньгах можно найти в 5-й главе «Законов», где Платон предлагает использовать золото и серебро сугубо для внешней торговли, в то время как для торговли внутри страны следует чеканить жетоны из неблагородных металлов.

Вслед за Платоном, Аристотель уделял большое внимание теме денег. По его мнению, до изобретения денег, экономический обмен между членами общества осуществляется посредством бартера. Он возник из-за того, что у людей были разные потребности, которые нужно было удовлетворять посредством обмена. Однако бартер – это не самый удобный способ обмена. Это связано с тем, что люди не всегда могут найти подходящих людей, с которыми они могут торговать. Следовательно, по мнению Аристотеля, деньги появились по причине удобства. Аристотель считает, что для превращения какого-нибудь предмета в деньги, этот предмет должен быть общепризнанным, а также считаться всеми членами общества мерой стоимости. Он утверждает, что из всех предметов, известных человечеству, только драгметаллы обладают такими характеристиками. Все потому, что в отличие от других товаров, драгметаллы обладают более менее постоянной стоимостью. Аристотель указывает, что золото и серебро сначала использовались в качестве средства обмена, а их стоимость определялась посредством измерения их размера и веса. С течением времени люди начали чеканить монеты из этих драгметаллов, чтобы их стоимость была зафиксирована на поверхности и не нужно было каждый раз прибегать к взвешиванию.

Вот что еще писал Аристотель: «По мере распространения преимуществ торговли, без денег уже нельзя было обойтись. Так как не все предметы можно легко транспортировать, люди согласились торговать некоторыми предметами на основе бартера. Облегчили экономическую деятельность такие предметы, как железо и серебро, которые сначала определялись по размеру и весу; затем на их поверхности стали чеканить информацию об их стоимости, чтобы не взвешивать их постоянно».

Кроме рассуждений о происхождении денег, Аристотель уделял значительное внимание их функциям. В «Этике» он отмечает, что, поскольку справедливость подразумевает пропорциональное равенство, «такие предметы, как предметы обмена должны быть в некотором смысле сравнимыми». Другими словами, должна существовать какая-то единица измерения, чтобы люди могли сравнивать стоимости. Кроме своей функции как единицы измерения, деньги «должны быть пригодны для обмена в будущем; они являются своего рода гарантией того, что если мы не хотим покупать товар сейчас, то, когда мы его захотим, то сможем его купить за свои деньги». Поэтому Аристотель признавал полезность денег как средства сбережения. Для него деньги являются ценным средством, облегчающим обмен, приравнивающим стоимости и сохраняющим богатство, но в то же время они являются инструментом, развращающим людей. Подобно другим ранним философам, Аристотель подробно рассказывает о пагубном влиянии денег на общество. Он утверждает, что использование денег вне сферы обмена противоречит их природе. Если деньги используются ради бесконечного накопления богатства, то это приводит к жадности, которая развращает общество. Кроме того, использование денег для получения денежной выгоды порождает ростовщичество, которое является «самым ужасным» видом торговли.

Ростовщичество раздражает Аристотеля, поскольку увеличение богатства происходит за счет самих денег, а не посредством их употребления по назначению. Деньги, по его мнению, должны служить для обмена, а ростовщичество просто умножает количество денег. Ростовщичество – это деньги, рожденные из денег, поэтому из всех средств увеличения богатства, эта деятельность больше всего противоречит их природе. Такое негативное мнение вполне становится понятным, если учесть, что античная экономика была натуральной, замкнутой экономикой, поэтому и денежный капитал считался ненужным, спекулятивным, тлетворным. Безусловно, при развитой рыночной экономике денежный капитал является важнейшим звеном, необходимым для создания и функционирования бизнеса, являясь источником кредита.

Продолжение следует…

Приобретайте инвестиционные, памятные и коллекционные монеты из золота, серебра, платины по выгодным ценам в магазине "Золотой монетный дом".

^ Наверх