Монеты как талисман и эмблема. Часть вторая

Материал Джованни Горини. Часть первая тут.

Есть даже древние и первобытные ритуалы, связанные с оплатой монетами путешествия в загробный мир: их прикладывали к глазам. Убежденность в том, что монета с определенным знаком, изображением или надписью обладает исключительным свойством трансформировать силу своего владельца и позволять ему прикоснуться к сверхчувственному миру, была очень распространенной. Монета считалась талисманом или амулетом, оберегавшим от всякого зла.

Здесь мы подходим к еще одному моменту в контексте монеты в качестве талисмана: монета как средство исцеления от бед, постигших человечество. Монета действовала при непосредственном контакте, поэтому ее носили на шее или на щиколотке. Хорошим примером может служить золотая подвеска, которую римские мальчики носили на шее до достижения ими зрелого возраста. Антропологи могут привести множество примеров ожерелий из ракушек, ореховых скорлупок, костей, которые носили на шее, лодыжках и руках коренные народы. Серьезное распространение это явление получило в Риме III века (н.э.). Образ Александра Македонского обладал для римлян магической и лечебной силой, поэтому при Каракалле и Септимии Севере (римские императоры II-III вв. н. э.) был организован культ македонского государя. Одним из наиболее ярких проявлений культа стал золотой медальон, отчеканенный при Гордиане III (римский император середины III вв. н. э.) для Олимпийских игр в Берое. Александр считался героем-покровителем, изгонявшим беды и зло. На этом основании возник культ Александра Македонского, вызвавший порицание святителя Иоанна Златоуста, который резко обличал христиан за то, что они носили александрийские медали на голове и ногах, как амулеты. И вот предмет, изначально дарованный победителям на играх, продолжил свою жизнь, обретя функцию предотвращения зла, значение которой он имел тогда и сохранил до наших дней, если верить сообщению, согласно которому одна из этих монет передавалась из века в век. В начале XX века один турецкий чиновник подарил ее вместе с другими драгоценностями женщине-рабыне, сказав, что он был в его семье с незапамятных времен, и заверив ее никогда не расставаться с ним. Женщина последовала его совету и после смерти завещала монету в Национальный музей в Афинах, где ее можно увидеть и сегодня. Существуют древние тексты, подтверждающие силу александрийских медалей. Требеллий Поллионис писал: "Утверждается, что те, кто носит монету с изображением Александра в золоте или серебре, защищены от всех зол". Медали для защиты от сглаза тоже были хорошо известны. На одной стороне изображали портрет императора, на другой в центре монеты - гиппопотама, слона, змею, ящерицу, павиана, которые боролись со сглазом. Их использовали вплоть до византийской эпохи, а гностические обычаи предполагали использование защитных монет наряду с магическими камнями и ритуалами, которые были очень распространены в Средние века. Человеку эпохи античности, попавшему в социальную группу, требовалось что-то близкое и осязаемое, что давало бы ему уверенность; он находил ее в предметах в форме монет, которые не только выполняли функцию денег, но были интегрирующим фактором в его физической вселенной, полной соблазнов, страхов и иллюзий. Подобная идея вновь проявилась в категории круглых предметов - конторниатах, от итальянского contorno - контур. Медаль имеет глубокую борозду вокруг диска в пределах приподнятого края с обеих сторон. Они сделаны из бронзы, и их назначение нам неизвестно. Хронологически их можно отнести к концу IV - началу V веков н. э., и кажется, что их можно интерпретировать как языческие талисманные медали, к которым христиане добавили соединенные буквы «PE», обозначающие первого римско-католического папу, Петра. Однако даже если истинное значение этих предметов нам неизвестно, их, несомненно, следует отнести к миру веры и магии древних римлян, наделивших медаль и монету спасительным и благотворным значением, которое находит свое максимальное применение именно в момент наибольшего смятения духа, то есть в моменты морального кризиса традиционных ценностей, которые как раз таки всегда открыты для коллективных верований, суеверий и влияний.

Когда появились деньги, они произвели революцию во всех отношениях. Однако если, с одной стороны, они ускорили развитие экономики, сделав возможным новый вид богатства, радикально отличающийся от того, который был основан на земле и стадах, то, с другой стороны, они вызвали психологическое и моральное потрясение. Деньги стали знаком социального престижа для отдельного человека и, вероятно, также для полиса, который их выпускал. Социальный престиж и выражение веры в божественное — это и есть смысл древних монет нескольких ионийских городов: Лампсакос, Фокея, Милет; или тех, что были в Великой Греции (историческая область с древнегреческими колониями, основанными в античный период (начиная с VIII века до н. э.)): Сибарис, Кротон, Метапонт, Посейдония. Обладание деньгами само по себе ассоциировалось с властью и вызывало уважение, а также страх и силу, поскольку считалось фактором защиты от бед и невзгод. Таким образом, мы переходим от подлинно этико-социального значения к магико-чудотворному значению монет. Деньги легко помогали преодолевать невзгоды, а народная вера в то, что человек может все, если у него есть деньги, хорошо известна и поныне. Деньги, таким образом, становились средством достижения счастья, то есть талисманом, амулетом, предметом, приносящим удачу, а когда они увеличивались за счет процентов и ростовщичества, появлялись и другие ощутимые преимущества в борьбе с телесными и духовными недугами. Они исцеляли и восстанавливали, успокаивали и защищали, утешали и оберегали своего владельца. Эта польза для человека часто достигалась с помощью изображения на монете, который придавал монете талисманное религиозное значение. Таким образом, в древнегреческих представлениях о монете вновь проявляются два уровня: обычный - монета как средство приобретения конкретных благ; и метафорический (но столь же реальный для древнего грека) - монета как талисман. Благополучие души — это счастье, вечное блаженство, а монета как талисман помогала достичь этого счастья; это был инструмент, чей символический смысл был связан с магией и таинственным ритуалом, которые защищали и помогали в бедах, постигших человечество. Чтобы понять эту идею, мы должны помнить, что в Античной Греции наряду с диалектическим рационализмом существовало течение дионисийского, мистерио-софического спиритуализма, а поскольку вся античность изобилует верованиями и мифами, подобные идеи считались вполне реальными и активными силами в физической вселенной. Монеты также были частью этой вселенной с их талисманным значением.

В конце концов, можно сказать, что идея денег в верованиях древних греков не только была связана с рационалистическим и меркантильным мышлением, но и получила метафизическое, таинственно-религиозное и чудотворное выражение. То есть, денежный знак в его конкретности как мера вещей и инструмент обладания реальными благами был перенесен в область метафизической и религиозной абстракции (веры). Такой смысл и значение приобретали даже фигуральное присутствие более чем двух символов на монете, которые, вместо того чтобы отменять друг друга, усиливали действенность и возможность спасения защищаемого субъекта. Так было с некоторыми сложными дизайнами, например, на тетрадрахмах Селинунта с быком в основании, петухом перед алтарем, листом сельдерея и богом плавучих вод Селиносом в центре.

Еще до того, как монеты функционировала в качестве талисмана, в древних цивилизациях и в современных первобытных культурах, как показали этнология и антропология в своих исследованиях, существовали домонетные или парамонетные формы талисмана. Зубы собак, зубы рыб, маленькие таблетки прессованного чая в Сиаме, раковины каури, латунные "кресты" в Катанге, раковины лагунных улиток, хотя они имеют ценность как деньги, то есть покупательную способность, - все они являются предметами, придающими силу и магическую власть тому, кто ими владеет и кто часто носит их демонстративно. Именно поэтому в этих предметах, а также в индийских и арабских монетах мы находим небольшие отверстия, чтобы их можно было легко носить. Даже сегодня в африканских странах монеты могут прокалывать в процессе чеканки. Естественно, харизматическая и талисманная сила, которой были наделены эти парамонетные формы, распространилась и на первые монеты. По сути, деньги наделялись способностью освобождать от долгов и несчастий, несли в себе послание власти, выпустившей их, и гарантировали не только подлинность металла и его вес, но и талисманную силу, величие которой зависело от могущества выпустившей их власти. Так было с тетрадрахмами и статерами Филиппа Македонского, которые распространились по всей Европе, от Дуная до Галлии, и были скопированы варварскими народами, видевшими в символах на монетах гарантию их талисманной ценности. Наличие геральдических знаков, представляющих образы богов того или иного полиса или отсылающих к реальному или воображаемому животному или растению, порой удерживало владельца монеты от использования ее не в соответствии с религиозными и моральными принципами древнегреческих полисов. Так можно объяснить изображение двух змей на монетах из Перамума или сложные изображения Эскулапия, Митры и бесконечного числа других божеств на бронзовых монетах колониальной Греции, особенно в Ионии, а также, голову Горгоны на этрусских монетах, сову на афинских, вид быка сзади на сибаритских и так далее. Однако истинный смысл этих изображений, отличающихся от монетного двора к монетному двору, часто оказывается неизвестным для нас, несмотря на то что они имеют общий знаменатель - они представляют государственные культы и их символы. Так, в архаичной Великой Греции чеканились только монеты с одной и той же фигурой на обеих сторонах, одна в рельефе, а другая в углублении. Рисунок выполнял роль государственной печати полиса и мог быть легко использован для нанесения оттиска на глину.

 

^ Наверх