Битва монет 1988

Из истории золотых инвестиционных монет. Материал Кеннета Гудинга из журнала «The Financial Times» от 13 июня 1988 года.

На стремительно растущем рынке золотых инвестиционных монет между американским "Орлом" и канадским "Кленовым листом" разворачивается нешуточная борьба за лидерство. Серьезные маркетинговые усилия, которые прилагаются для продвижения этих двух монет, способствуют росту... всего рынка золотых монет.  В прошлом году [то есть, в 1987 году] на чеканку золотых инвестиционных монет было затрачено 207 тонн драгоценного металла - это больше, чем все золото, добытое в Латинской Америке за тот же период. Поэтому добывающая отрасль тоже заинтересована в этой борьбе. Эти монеты привлекли внимание широкой публики к идее инвестирования в золото, сделав рынок золота более доступным и менее загадочным. Напомним, что выпуск золотых инвестиционных монет в серьезных масштабах начался с производства южноафриканского «Крюгерранда» в 1969 году. В течение последующих 20 лет на монеты пошло около 390 тонн драгметалла, что равняется около 18% поставок золота на Запад за тот же период.

В 1979 году канадцы стали выпускать "Кленовый лист", на который пошла половина добытого золота в стране, а объем экспорта монеты в стоимостном исчислении составил 5,5 млрд канадских долларов. Канадская монета пользовалась успехом в течение некоторого времени после постепенного падения популярности «Крюгерранда», когда ввоз южноафриканской монеты был запрещен рядом западных стран. Затем осенью 1986 года США начали выпускать своего "Орла".

За первые десять недель было продано 55 тонн "Орлов", а "Кленовый лист" был практически вытеснен из американского рынка. Однако затем его позиции восстановились. В прошлом году на рынок вышли еще две инвестиционные монеты: "Золотой Наггет" (будущий "Кенгуру") из Австралии и "Британия" из Великобритании. Цель их производства - завоевать 5%-10% рынка золотых инвестиционных монет на Западе. (Для третьей монеты, "Экю", выпущенной Бельгией в марте в честь тридцатой годовщины подписания Римского договора, было использовано более 14 тонн золота из государственных резервов этой страны, но пока она не получила достаточной маркетинговой поддержки и не рассматривается как угроза для "большой четверки").

Канадцы считают, что в первом квартале этого года их "Кленовый лист" вырвался вперед и опередил "Орла". Вице-президент Королевского монетного двора Канады Джек Джулиен говорит, что первый квартал стал для "Кленового листа" самым удачным за всю его историю: продажи по всему миру на 4,2% превысили показатели тех же месяцев прошлого года, составив около 14,55 тонны золота. Он утверждает, что доля "Кленового листа" на рынке увеличилась с 45% до 55%, в то время как доля "Орла" составила от 20% до 30%; у австралийского "Наггета" – 10-15%, а у "Британии" – 5-10%. По его словам, "Кленовый лист" улучшил свою позицию на рынке, потому что "он является самой ликвидной и самой узнаваемой инвестиционной монетой во всех ведущих центрах торговли золотом". Все дело в том, что основной спрос на нее исходит из Азии. Как говорит Джулиен, "стоимость золота за грамм в японских иенах никогда не выглядела лучше", а азиаты любят покупать больше золота, когда цена на него падает. В Азии главным конкурентом "Кленового листа" является не "Орел", а недавно выпущенный "Наггет". Джулиен считает, что это связано с тем, что азиаты предпочитают, чтобы проба монет была равна трем «девяткам», как у "Кленового листа" и "Наггета", в то время как "Орел", "Британия" и "Крюгерранд" сделаны из 0,916 пробы. Канада и Австралия также прилагают много маркетинговых усилий в Азии, особенно, в Гонконге, который поставляет их монеты из золота. В Тайване "Кленовый лист" продается в 45 банках с 750 отделениями, а "Наггет" представлен в 22 банках с 400 отделениями.

В связи с этим возникает вопрос: приведет ли увеличение количества продуктов на рынке золотых инвестиционных монет к повышению совокупного уровня спроса или же они просто будут все более агрессивно конкурировать за долю существующего рынка. Одна из причин, по которой трудно делать прогнозы, заключается в том, что структура рынка была серьезно деформирована в 1986 году, когда в честь 60-летия восшествия на престол императора Хирохито объем золота, используемого в монетах по всему миру, вырос до 317 тонн. Это объясняется тем, что японцы импортировали более 200 тонн золота для чеканки монет, посвященных Хирохито, которые в теории не должны были конкурировать с "Крюгеррандом" и "Кленовым листом", поскольку японские монеты  были выпущены с предварительной премией в 150% к содержащемуся в них золоту, в то время как у инвестиционных монет премия стабильно варьируется в диапазоне от 3% до 7%. По словам Джорджа Миллинга- Стэнли, автора ежегодного обзора рынка золота от компании "Consolidated Gold Fields", если исключить из расчетов влияние Японии, то количество золота, использованного при изготовлении монет, выросло за прошлый год на 40%. По его словам, на долю "Орла" и "Кленового листа" пришлась половина из 207 тонн монет, проданных в прошлом году, при этом "Орел" стал самой продаваемой государственной инвестиционной монетой в мире. Согласно подсчетам компании "Consolidated Gold Fields", США использовали 65,6 тонны золота для изготовления инвестиционных монет, а Канада - 42,7 тонны. Они значительно опередили следующую группу стран: Япония, выпустившая второй транш монет в честь Хирохито (16,6 тонны); Австралия (15,4 тонны); Бельгия (14,4 тонны); Южная Корея (13,7 тонны); Великобритания и Ирландия (12,7 тонны) и Турция (12 тонн).

^ Наверх