Выгодные инвестиции на финансовых рынках!

Шелли Голдберг, аналитик в агентстве «Bloomberg», рассказала о некоторых аспектах ралли палладия, при этом сосредотачивая свое внимание не только на влиянии автомобильной промышленности.

В этом году палладий находится в ударе. Спотовая цена на него увеличилась в первой половине 2017 года на 45% в годовом исчислении, достигнув 16-летнего максимума. Несмотря на то, что это ралли в значительной степени объясняется высоким спросом на металл со стороны автомобильной промышленности, геополитический риск также играет важную роль в указанном подъеме.

Приблизительно 67% добытого палладия используется в каталитических конвертерах, которые превращают 90% вредных выхлопных газов в менее вредную субстанцию. Глобальные продажи автомобилей увеличились на 4% в этом году благодаря росту продаж внедорожников во всем мире, а также из-за повышения популярности бензиновых двигателей в Европе (в дизельных двигателях используется платина) и ужесточения законодательства относительно уровня выбросов.

Уровень продаж автомобилей, работающих на бензине, был особенно высоким в Китае и Индии. По словам Джеффри Кристиана, управляющего директора в «CPM Group», объем продаж увеличился в Китае за счет скидок и сокращения налогов. В первом полугодии текущего года продажи автомобилей в Китае выросли на 4,3%, до 13,4 млн. единиц, по сравнению с прошлым годом.

Цена палладия поднялась благодаря ралли золота из-за его статуса в качестве защитного актива на фоне северокорейского кризиса и разрушений, причиненных ураганом Харви (а теперь еще и Ирмой). Как известно, курс золота оказывает влияние на весь комплекс драгоценных металлов.

На палладий также положительно повлияло увеличение объема продаж полупроводников на 19,4%, до 187,6 млрд. долларов, в первом полугодии по сравнению с прошлым годом. Кроме того, около 12% палладия используется в электронике. Впрочем, в автомобильном секторе США ситуация не очень хорошая. В июле, уже шестой месяц подряд, объем продаж автомобилей в США падает, снизившись теперь на 3%, до 9,8 млн. единиц по сравнению с 2016 годом. Тем не менее, геополитика сейчас играет на руку палладию, в том числе, это касается России.

Как известно 2 августа Конгресс США провел закон о новых санкциях в отношении России, в связи с вмешательством последней в президентские выборы в Америке 2016 года, а также нарушениями прав человека, аннексией Крыма и военными действиями на востоке Украины. Этот закон практически делает невозможным для Трампа отменить или сократить определенные санкции без одобрения конгресса.

В законе перечислены 12 видов санкций, которые могут быть наложены на физических или юридических лиц, взаимодействующих, например, с оборонным комплексом и разведывательными учреждениями России, а также инвестирующих 10 млн. долларов и более в приватизацию любых государственных активов, что впоследствии приносит незаконную выгоду государственным чиновникам или их партнерам.

До некоторого времени Россия могла сохранять стабильные поставки палладия в условиях международной политической напряженности. Однако с 2014 года блок наций, включая Швейцарию, Японию, Австралию, Канаду, а также ЕС, также ввели санкции против России.

ОАО «Норильский никель» является ведущим мировым производителем палладия и никеля. Его основными акционерами являются два влиятельных российских олигарха: Владимир Потанин («Интеррос») и Олег Дерипаска («Русал»). Согласно источникам «Bloomberg», каждый из них владеет более чем 25% акций указанной компании.

Группа «Интеррос» - это одна из крупнейших частных инвестиционных компаний в России. Дерипаска имеет тесные связи с президентом Владимиром Путиным и американским политическим консультантом Полом Манафортом, услугами которого Дерипаска пользовался как минимум с 2005 по 2009 гг.

«Норильский никель» сообщает, что объем добычи палладия упал на 2% в первом полугодии по сравнению с прошлым годом, вплоть до 1,3 млн. унций. Кристиан указал, что «Норильска» увеличивал свои запасы палладия в первом квартале, что, вероятно, повлияло на сокращение рынка в мае и июне.

Хотя рынок палладия довольно сбалансирован, и на нем наблюдается небольшой профицит, в «Норильске» утверждают, что потребление палладия, как ожидается, достигнет рекордного максимума в 10,8 млн. унций, при этом прогнозируется дефицит в этом году более чем 1 млн. унций.

Почему на цену палладия влияют северокорейский кризис, и потенциальные военные действия в Афганистане и на Ближнем Востоке? Палладиевое напыление является более предпочтительным для различных типов соединителей, используемых в производственных процессах, чем золотое напыление. Причина кроется в том, что палладий обладает высокой температурой плавления и низкой стоимостью. Нанесение защитного покрытия используется для частей боеприпасов, например, детонаторов, авионики, ракетных компонентов и деталей авиационных двигателей; палладий устойчивым к коррозии, обладает термостойкостью и электропроводностью.

Кроме того, наноматериалы на основе палладия играют важную роль в очистке, хранении, обнаружении водорода и топливных элементов. Несмотря на то, что в подобных технологиях металл используется в маленьких количествах, этого достаточно для появления беспокойства по поводу объема предложения.

Что может оказывать давление на курс палладия? Во-первых, в случае рецессии в США резко сократятся продажи автомобилей. Этот сценарий маловероятен, так как ФРС, внимательно отслеживая уровни занятости и инфляции, в начале года заняла агрессивную позицию, но в последнее время став более осторожной. Во-вторых, в автомобильных катализаторах и других технологиях могут использоваться золото или платина, если цена палладия превысит цены на указанные металлы. Заметим, что спрэд между этими металлами сужается. В-третьих, Китай может прекратить субсидии и налоговые льготы для продажи автомобилей. И наконец, в долгосрочной перспективе, если использование бензина в автомобилях будет сокращаться, то это снизит спрос на палладий. В то время как этот процесс только начался, он будет еще долгое время оказывать только незначительное отрицательное воздействие на использование палладия в автомобильных катализаторах.